"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
статья
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_22.03.2019.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
ДОКЛАД
НА ПЕДСОВЕТЕ
ТЕМА:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Новикова Анжелика Евгеньевна,
учитель высшей квалификационной категории
22 марта 2019 года
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?».
Опыт показывает, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.
Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ «Об Образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию в работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и
своей семьи.
ФГОС требует формирование разносторонней личности. Для решения данного вопроса и обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, в школе планируется работа по следующим направлениям:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-воспитание нравственных качеств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Опыт работы показывает, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Духовное воспитание, прежде всего, включает воспитание любви к искусству. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания младших школьников, необходимо предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства родного края. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по приобщению детей к русской праздничной культуре, отмечать государственные праздники, праздники народного календаря.
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме педагог раскрывает значение слова Родина, родной край, расширяет и углубляет на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания младших школьников. Дети принимают участие в проведении народных обрядовых праздниках (масленица, праздник урожая), лепят и рисуют народные игрушки, изучают народный фольклор, музыкальные произведения, танцы и традиции русского народа.
Духовно – нравственное воспитание младших школьников станет успешным, если будет использован потенциал музейной педагогики.
Современная музейная педагогика направлена на решение задач активизации творческих способностей и воспитание нравственно гармоничной личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с младшими школьниками, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Спектр музейной деятельности широк: экскурсионная работа, творчество детей, образовательная и воспитательная работа, методическая, консультационная работа, поисково-краеведческая работа, выставочная деятельность, мастер-классы и т. д.
Приобщение к традиционной русской культуре к историческим событиям в музее происходит за счет проведения музейно-педагогических мероприятий. Мероприятия могут проходить в форме презентаций, познавательных лекций-экскурсий, увлекательных занятий, музейных уроков, мастер-классов, выставок, праздников, конкурсов, викторин, экскурсий и т. д. Одной из форм работы музея являются мастер-классы. Это может быть изготовление небольших изделий по мотивам народных промыслов, сувениров, народных обрядовых кукол, поделок из различных природных материалов, игрушек которые после занятий дети могут забрать домой. На занятиях дети знакомятся с различными забытыми ремеслами, знакомятся с традиционными народными праздниками и обычаями. Можно проводить мастер-классы для детей, или встречи детей с приглашенными мастерами, художниками. Все это происходит в окружении подлинных музейных экспонатов и вызывает заинтересованность детей.
В содержании выставок могут быть включены творческие работы детей, родителей, педагогов, работающих в школах, художников и народных мастеров, учащихся школ города и т. д. Такие выставки имеют большое воспитательное значение.
Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом помог проведённый в этом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.
При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому в начальной школе проводятся внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи.
Также в работе с детьми уделяется большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения это классные часы «Правила поведения в школе и на уроках», «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в школе проходит через: поисковую работу, акции «Сто шагов к Великой Победе», «Открытка ветерану». Дети ищут материал о своих родственниках, которые воевали. С каждым годом Великая Победа уходит все дальше в прошлое. Но память о ней должна быть сохранена нынешними и грядущими поколениями.
Патриотическое воспитание обучающихся в нашей школе осуществляется через проведение мероприятий, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Регулярно проводятся классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне. Именно на таких занятиях дети младшего школьного возраста с наибольшей силой осознают жестокость тех далеких страшных годов и преклоняются перед людьми, которые дали возможность родиться в мирной и свободной стране..
В школе проходят концерты для ветеранов ВОВ.
Все мероприятия проходят под девизом «Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее!»
Также в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом помогают информационно-познавательные часы и проекты. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Например, такой проект был проведен по теме «История моей семьи в истории моего города», цель которого познакомиться с биографиями членов семей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Безусловно, школа должна принять и принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. Зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...
Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...
Выступление на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание в школе в свете реализации ФГОС НОО,ОВЗ
В презентации представлены формы работы по духовно-нравственному,гражданскому воспитанию обучающихся с ОВЗ...