Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.
проект по теме
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchesko-innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_-proekty.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Белореченский район п.Родники
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой
Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.
Выполнил:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №31
Акопян Анна Рубеновна
2014 г.
Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Цель моей педагогической работы: создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников. (Слайд 2)
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:
- Изучить всю доступную информацию по проектным задачам и проектной деятельности учащихся.
- Мотивировать учащихся на работу над проектными задачами, объяснить преимущество этого рода деятельности.
- Внедрить данную работу в классно-урочную деятельность без ущерба для освоения программы.
- Разработать проектные задачи и привести их к единой системе.
- Апробировать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в средней школе, сделать анализ результатов проведенного эксперимента.
Перед исследованием выдвинула гипотезу: решение проектных задач поможет сформировать у младших школьников целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, умение переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и реализовать их, если в процессе обучения будут учтены: (Слайд 3)
- возрастные особенности младших школьников,
- правильная организация учащихся при решении проектных задач,
- учебный процесс с позиции здоровьесберегающего аспекта.
Объектом исследования является процесс обучения решению проектных задач на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – организация образовательной технологии с использованием заданий, необходимых учителю в процессе обучения учащихся решению проектных задач.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
Что такое проектная деятельность? (Слайд 4)
Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
Что такое проект? (Слайд 5)
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
Проективная (проектная) деятельность включает в себя: (Слайд 6)
анализ проблем; формулировку темы; постановку цели; определение задач; выбор средств достижения цели; анализ ресурсного обеспечения проекта; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов; презентацию и обсуждение результатов.
Как подготовить проект? (Слайд 7)
1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации (представления) своего продукта.
Типы учебных проектов: исследовательские, творческие, информационные, социально значимые, телекоммуникационные. (Слайд 8)
Типы учебных проектов по затратам времени: краткосрочные (2-6 ч),
среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа. ( Слайд 9)
В основе решения проектных задач учащимися младших классов лежат следующие принципы: (Слайд 10)
- принцип системности;
- принцип преемственности;
- принцип проблемности;
- принцип учебно-поисковой деятельности;
- принцип мотивации;
- принцип индивидуализации учебной деятельности.
В процессе проектной деятельности: ( Слайд 11)
- создаются условия для творческого развития детей,
- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,
- сотрудничать друг с другом;
- совместно планировать свои действия.
Путь реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности я использую около двух лет. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться.
Использую календарный план-сетку
организации работы над проектом. ( Слайд 12)
Проекты в первом классе.
Математика.
1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
«Моё любимое число 12».
Обучение грамоте.1. «Живая Азбука».
Русский язык.1.«Скороговорки». 2. «Эти загадочные буквы»
Литературное чтение. «Сказочная страничка».
Окружающий мир.1. «Моя малая Родина». 2. «Моя семья».3. «Мой класс и моя школа».4. «Мои домашние животные».5. «Что быстрее взойдёт: кукурузинка или зёрнышко?»
Пример.
Проект «Моя семья». (Слайд 13)
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.
План проекта «Что быстрее взойдёт: кукурузинка или зёрнышко?» (Слайд 14)
- Купить в магазине семена кукурузы и пшена.
- Положить несколько кукурузинок и зёрен на блюдце, положить на смоченную тёплой водой ткань и накрыть тонким бинтом. Оставить на несколько часов (на ночь).
- В прозрачную ёмкость (стакан) насыпать земли, смочить её водой комнатной температуры.
- Кукурузинки и зёрнышки поместить в землю на глубину 1,5-2 см
- Поставить ёмкость в светлое, тёплое место. Следить за тем, чтобы земля была влажной.
- Сделать фотографии тех изменений, которые происходят с семенами.
- Рассказать о своей работе друзьям! Показать им фотографии.
- Пересадить проростки в маленькие горшки и ждать урожая.
Результаты диагностики развития умений учащихся в процессе работы над проектами показаны на диаграмме (Слайд 15)
Метод проектов формирует умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности не проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.(Слайд 16)
Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; помочь учащимся оценить процесс проектирования; помочь ученикам подготовить проект к презентации.(Слайд 17)
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. (Слайд 18)
Литература
1. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. М.: АПКиППРО, 2005.
2. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного
педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11.
3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.:
Вентана-Граф, 2007.
4. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник
Томского государственного педагогического университета .2010. Вып. 2. С. 62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения
В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...