Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.
проект по теме

Акопян Анна Рубеновна

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район п.Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Выполнил:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №31

Акопян Анна Рубеновна

2014 г.

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Цель моей педагогической работы: создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников. (Слайд 2)

 В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

  1. Изучить всю доступную информацию по проектным задачам и  проектной деятельности учащихся.    
  2. Мотивировать учащихся на работу над проектными задачами, объяснить преимущество этого рода деятельности.
  3. Внедрить данную работу  в классно-урочную  деятельность без ущерба для освоения программы.
  4. Разработать проектные задачи и привести их  к единой системе.
  5. Апробировать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в средней школе, сделать анализ результатов проведенного эксперимента.

Перед исследованием выдвинула гипотезу: решение  проектных задач  поможет   сформировать  у младших школьников целеустремлённость  и настойчивость  в достижении целей, умение переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и реализовать  их, если в процессе обучения будут учтены: (Слайд 3)

 - возрастные особенности младших школьников,

 - правильная организация учащихся при решении проектных задач,

 -  учебный процесс  с позиции здоровьесберегающего   аспекта.

Объектом исследования  является процесс обучения решению проектных задач на уроках в начальной школе.

 Предмет исследования –   организация образовательной технологии с использованием заданий, необходимых учителю в процессе обучения учащихся решению проектных задач.  

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.

Что такое проектная деятельность? (Слайд 4)

Проектная деятельность – это метод, который  раскрепощает ребёнка,  повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект? (Слайд 5)

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя: (Слайд 6)

анализ проблем; формулировку темы; постановку цели; определение задач; выбор средств достижения цели; анализ ресурсного обеспечения проекта; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов; презентацию и обсуждение результатов.

Как подготовить проект? (Слайд 7)

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации (представления) своего продукта.

Типы учебных проектов: исследовательские, творческие, информационные, социально  значимые, телекоммуникационные. (Слайд 8)

Типы учебных проектов по затратам времени: краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа. ( Слайд 9)

В основе решения проектных задач учащимися младших классов  лежат следующие принципы: (Слайд 10)

  • принцип системности;
  • принцип  преемственности;
  • принцип проблемности;
  • принцип учебно-поисковой деятельности;
  • принцип мотивации;
  • принцип индивидуализации учебной деятельности.

В процессе проектной деятельности: ( Слайд 11)

- создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- вырабатываются умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию,

-  сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

Путь реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности я использую около двух лет. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться.

Использую календарный план-сетку
организации работы над  проектом. ( Слайд 12)

Проекты в первом классе.

Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

«Моё любимое число 12».

 Обучение грамоте.1. «Живая Азбука».

Русский язык.1.«Скороговорки». 2. «Эти загадочные буквы»

Литературное чтение. «Сказочная страничка».

Окружающий мир.1. «Моя малая Родина». 2. «Моя семья».3. «Мой класс и моя школа».4. «Мои домашние животные».5. «Что быстрее взойдёт: кукурузинка или зёрнышко?»

 Пример.        

Проект «Моя семья». (Слайд 13)

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.

План проекта «Что быстрее взойдёт: кукурузинка или зёрнышко?» (Слайд 14)

  • Купить в магазине семена кукурузы и пшена.
  •  Положить несколько кукурузинок и зёрен на блюдце, положить на смоченную тёплой водой ткань и накрыть тонким бинтом. Оставить на несколько часов (на ночь).
  • В прозрачную ёмкость (стакан) насыпать  земли, смочить её  водой  комнатной температуры.
  •    Кукурузинки  и  зёрнышки  поместить в землю на глубину 1,5-2 см
  •   Поставить ёмкость в  светлое, тёплое место. Следить за тем, чтобы  земля  была  влажной.

 - Сделать фотографии тех изменений, которые происходят с  семенами.  

 -  Рассказать о своей  работе   друзьям! Показать им  фотографии.

 -  Пересадить  проростки  в маленькие горшки и ждать урожая.

Результаты диагностики развития умений учащихся в процессе работы над проектами показаны на диаграмме (Слайд 15)

Метод проектов формирует умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности не проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.(Слайд 16)

Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; помочь учащимся оценить процесс проектирования; помочь ученикам подготовить проект к презентации.(Слайд 17)

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. (Слайд 18)

Литература

1. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. М.: АПКиППРО, 2005.

2. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного

педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11.

3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.:

Вентана-Граф, 2007.

4. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник

Томского государственного педагогического университета .2010. Вып. 2. С. 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...