Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.В. Кайдорина *
* © Кайдорина О.В., 2021
* © Лобанова О.Б., 2021
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Лесосибирск, Россия
О.Б. Лобанова *
Лесосибирский педагогический институт – филиал
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,
г. Лесосибирск, Россия
В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического образования, формирования экологической 42
грамотности уже на этапе начального школьного обучения. При формировании экологической грамотности важно учитывать возрастные особенности младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, экологическая грамотность, возрастные особенности младших школьников.
The article shows how in modern realities the importance of increasing the level of ecological culture as part of the general culture of the individual increases. That is why it is necessary to review the content of environmental education, the formation of environmental literacy already at the stage of primary school education. When forming environmental literacy, it is important to take into account the age characteristics of younger schoolchildren.
Key words: primary school age, environmental literacy, age characteristics of primary schoolchildren.
Актуальность темы исследования обусловлена напряженной экологической обстановкой, складывающейся в настоящее время. Серьезные опасения вызывают участившиеся случаи экологических бедствий, непрекращающиеся сообщения о загрязнениях воды, воздуха, почвы, влекущие ухудшение состояния здоровья населения. В этой связи актуализируется проблематика экологического просвещения, повышения экологической культуры и формирования экологической грамотности с начальной ступени основной школы.
Л.Н. Малкина утверждает, что в младшем школьном возрасте ребенка достаточно легко убедить, объясняя ему разные правила; легче научить воспринимать те знания, на основе которых он будет строить дальнейшее восприятие действительности [3]. А.В. Невзорова подчеркивает, что в младшем школьном возрасте ребенок эмоционален и впечатлителен, он быстро откликается на призыв беречь природу и растения, чтобы братьям нашим меньшим сохранить жизнь и место обитания. Это благоприятный возраст для того, чтобы заложить основы экологического мышления [4]. Внимание становится устойчивым, сосредоточенным, школьник способен управлять им и запоминать учебный материал. В этом возрасте для детей становится возможным исследование и понимание сложных взаимосвязей в явлениях и процессах, протекающих в природе. Младший школьник способен усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости вспомнить и воспользоваться полученными знаниями. В младшем школьном возрасте закрепляется восприятие времени и пространства, развивается творческое воображение, наглядно-образное мышление.
В этом возрасте ребенок работоспособен умственно и физически, но только тогда, когда в этом состоит его личный интерес, работа имеет определенные временные рамки. Как отмечает А.В. Кушнир, «в этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: учебы, игры, труда» [2]. 43
Особенность младшего школьного возраста состоит в следующем: дети чрезвычайно доверчивы, внушаемы, любопытны (с интересом исследуют объекты живой и неживой природы, их свойства и качества); проявляют интерес к окружающему миру. Это обуславливает важность формирования экологической грамотности. Как подчеркивает Е.Ф. Цагараева, «для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие экологических знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются» [7].
Младший школьник эмоционально относится к разнообразным природным явлениям, впечатляется от историй о жизни животных, красоты растений, готов сопереживать, имеет определенный уровень экологической культуры и способен к усвоению определенного спектра экологических отношений [5].
Как подчеркивает Л.Ю. Харитонова, развиваются конкретные представления о деятельности человека в сфере охраны окружающей природной среды, о важности и значимости защиты экологии в современном мире, о глобальных экологических проблемах современности. Дети знают, что здоровье человека зависит не только от правильного питания, но и от чистоты воздуха и воды [6].
Младшие школьники активно усваивают обширную информацию экологического характера, знают, что представляют собой ситуации, опасные для окружающей природной среды. Обучающиеся младшего школьного возраста четко осознают, как надлежит вести себя на природе, знают правила безопасного обращения с природными богатствами. Младший школьник способен воспринимать информацию из СМИ об экологических катастрофах: горит лес, затопило город иди деревню, в результате разлива нефти погибли животные и птицы и др.
Как справедливо отмечает Л.Л. Багова, если экологическое просвещение будет выстроено методически грамотно, если оно будет систематичным, то экологические знания младших школьников будут глубокими и структурированными [1].
Важно отметить, что формирование экологических представлений в младшем школьном возрасте должно идти у детей осознанно: знания о природе – взаимосвязи в природе – умения рационального природопользования – бережное отношение к природе. Это позволит сформировать у младших школьников представление об окружающей действительности на основе учета их возрастных особенностей.
В возрасте 7-10 лет становится возможным исследование и понимание существующих взаимосвязей в явлениях и процессах, протекающих в природе. Школьник может усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости воспользоваться ею.
Основная работа в начальной школе по формированию экологической грамотности ведется в ходе изучения окружающего мира. Наряду с этим 44
огромную лепту в этот процесс вносит система дополнительного образования, которое в настоящее реализуется в различных направлениях и объединяет большое число школьников. Внеурочная работа организуется в форме кружков и клубов, где школьники получают возможность изучать природные явления и объекты не только в теории, но и на практике: на экскурсиях в природу, в процессе организации опытно-экспериментальной работы и т.д. Для грамотной организации внеурочной работы необходимо проанализировать механизмы формирования экологических представлений в современных реалиях, осуществить разработку комплексных программ для кружковой работы, подготовить научно-обоснованные системы форм и методов экологического образования и воспитания с учетом региональных особенностей.
Эффективному формированию экологической грамотности младших школьников способствует вовлечение обучающихся в практическую деятельность; проведение акций, флешмобов, конкурсов, эстафет, праздников, экологических игр, игр-путешествий, утренников, устных журналов, викторин; организация коллективных творческих дел; создание проблемных ситуаций; организация исследовательской и проектной деятельности; проведение экскурсий и систематических наблюдений в природе.
Список литературы
1. Багова Л.Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л.Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2015. – № 3. – С. 61-65.
2. Кушнир А.В. Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе / А.В. Кушнир // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. – № 2. – С. 114-120.
3. Малкина Л.Н. К вопросу об экологическом воспитании / Л.Н. Малкина // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России: Санкт-Петербург. – Пенза, 2020. – С. 314-318.
4. Невзорова А.В. Образовательные результаты экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности /А.В. Невзорова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С. 70-74.
5. Сергеева Б.В. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / Б.В. Сергеева, А.С. Станина // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 89-97.
6. Харитонова Л.Ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей / Л.Ю. Харитонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 64-71.
7. Цагараева Е.Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е.Ф. Цагараева // Азимут научных исследований:
45
педагогика и психология. – 2018. – № 4. – С. 228 - 230.
УДК 371
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника
Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
Формирование экологической грамотности младших школьников средствами проектной деятельности
Выступление на курсах повышения квалификации...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....
Формирование экологической грамотности младших школьников
."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....