Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в рамках реализации ФГОС в аспекте работы с родителями.
материал на тему

Галина Алексеевна Кравченко

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в рамках реализации ФГОС в аспекте работы с родителями.

Методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, в которой сказано «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

В Законе РФ «Об образовании» ст. 9 п.6 говорится,  что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

       Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит:

«Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки».

Поэтому, именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

 Семья становится полноправным субъектом взаимодействия в учебном процессе. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

    Цель  работы с родителями:

         Создание эффективных  условий взаимодействия семьи и школы

Задача учителя состоит в том, чтобы:

         привлечь всех родителей к совместной работе,  

          -формировать у родителей систему ценностных отношений;

         - ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

         - проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;

         - организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;

         - создать условия для взаимодействия с общественными организациями;

          - вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность

        Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога, сотрудников ГИБДДД, МЧС. Данное  направление организовываю с помощью следующих форм работы:

  • индивидуальные консультации;
  • педагогические всеобучи;
  • круглые столы;
  • беседы;

  Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • дни творчества детей
  • совместные праздники;
  • походы, экскурсии
  • игры-соревнования.
  • Помощь при ведении портфолио и подготовке проектных работ;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета

Проводятся классные родительские собрания 1раза в месяц, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

   Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
  • Сформировать общие подходы к воспитанию;
  • Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
  • Выработать близкие по сути требований  к уровню воспитанности ребёнка;
  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

 Активное участие в школьных мероприятиях и их подготовке помогает родителям:

  • Относиться к ребенку как к равному;
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
  • Развивать способности своего ребенка.

Считаем, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно налажено взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.

«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»                                                     Шалва Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

В концепции модернизации российского образования    сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициати...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Изменения в социальной ж...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"

Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...