Роль современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации к узучению математики в начальной школе
проект по математике (2 класс)
В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формирование личности детей. Предложены рекомендации педагогам в построении конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, основанного на гуманности и толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41.5 КБ |
ped.proekt.ppt | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формирование личности детей. Предложены рекомендации педагогам в построении конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, основанного на гуманности и толерантности.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, родительский стиль воспитания, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, развитие личности, гуманность, толерантность, психолого-педагогическое образование родителей.
Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека. Согласно С.А.Улановой, семья является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние детей, с которой они соотносит себя как с эталоном [6]. Как отмечает Н.В. Гибадуллин, семейные ценности, будучи совокупностью устойчивых социальных представлений, мировоззренческих и нравственных установок, определяют характер межличностных отношений членов семьи [3]. З.М. Бритаева рассматривает семейные ценности как способность сочувствовать, сопереживать, терпение и снисходительность, великодушие и доброту, родовые связи поколений, послушание, уважительное отношение младших к старшим [2]. Поэтому, разделяя позиции ученых, можно сказать, что формирование ценностей современной семьи происходит в ходе передачи и усвоения положительного семейного опыта, семейных отношений и традиций.
Обзор литературы по вопросам влияния семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показал, что по типу реакции на проблему семьи можно условно подразделить на две группы. Родители первой группы приняли особенности своего ребенка и эмоционально адаптировались к этому. Отношение к трудностям носит конструктивный характер, что позволяет им формировать у ребенка навыки, необходимые для успешного освоения образовательных программ. В большей части семей отношение носит деструктивный характер, проблемы игнорируются, свойственно жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Практики отмечают частые ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влияние на ребенка образа жизни семьи. Неконструктивные родительские стили воспитания ребенка с ОВЗ могут стать причиной возникновения вторичных отклонений. Поэтому адекватная оценка ребенка со стороны родителей способствует компенсации первичного дефекта и позитивному становлению личности [5].
Проблема толерантного отношения общества к ребенку с ОВЗ является общей для учителей и родителей. Маловероятно, что учитель сможет перевоспитать родителей, но вполне возможно повлиять на характер отношений между родителями и детьми, чтобы улучшить их отношение к особому ребенку и к другим людям. Поэтому родительское образование должно занимать важное место в работе учителя и должно проводиться через лекционный курс «Помоги ребенку» для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, учебные занятия, распространение заметок, оформление стендов, публикация в СМИ, в Интернете. Подобные формы психолого-педагогического образования способствуют гармоничному развитию детей с ограниченными возможностями и правильному общению с ними. Основой для взаимодействия педагогов и родителей являются принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, гуманности терпимости друг к другу [7].
Работа учителей с родителями должна учитывать особенности каждой семьи, уровня образования родителей и, прежде всего, характер семейных отношений. Учитель может начать знакомство с семьей ученика в различных формах, например, с небольшой анкеты для родителей. По результатам опроса устанавливаются темы консультаций родителей. В школе можно провести конкурс эссе для родителей «Мой ребенок», участие в котором покажет интерес взрослых к своему ребенку, а содержание эссе - как родители воспринимают то, что для них важно. Полезно сравнить результаты опроса родителей с мнениями и ответами детей на аналогичные вопросы. Обучающимся начальных классов можно предложить нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Свободный день в нашей семье» [1].
Проведение целевой работы с родителями детей с ОВЗ может дать положительные результаты, если учитель сам является примером толерантного и уважительного подхода к родителям и детям, демонстрирует образец гуманного взаимодействия с семьей. Сегодня дети с особыми образовательными потребностями не обязательно учатся в специальных учреждениях, напротив, они могут получить образование и лучше приспособиться к жизни в обычных школах при соблюдении определенных условий. И главное, качественно меняется отношение общества к обучению и развитию детей с ОВЗ [4].
Мы считаем, что именно благодаря активной и демократической позиции классного руководителя возможно сгладить острые углы в общении родителей здоровых учеников и обучающихся с особыми образовательными потребностями. Открытый конструктивный диалог заложит основы для сотрудничества детей и взрослых на дальнейшую перспективу; способствует расширению контактов между одноклассниками независимо от имеющихся отклонений в развитии; вовлечению нормально развивающихся школьников и их сверстников с ОВЗ в совместную творческую деятельность; разрушению негативных установок о людях с особыми потребностями.
Список литературы
- Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 5. - С. 4-10.
- Бритаева, З.М. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе / З.М. Бритаева // Сибирский педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 243-246.
- Гибадуллин, Н. В. Формирование семейных традиций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи / Н. В. Гибадуллин // Вестник Костромского государственного университета, 2014. № 6.- С. 268-271
- Степанова, М.С., Макарова, Т.С. Особенности инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М.С. Степанова, Т.С. Макарова // Интернаука. – 2017. – 2017. - №2-1 (6). – С. 48-51.
- Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. - М.: Национальный книжный центр, 2017.- 114 с.
- Уланова, С.А., Карманова, Н.В., Шарафуллина, Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А.Уланова, Н.В. Карманова, Ж.В. Шарафуллина // Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков / сост.: Н.Г. Торлопова.‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017 ‒ С. 150-155
- Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/ под ред.С.В. Васильевой. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Д.Ушинский: «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».
Невысокий уровень сформированности у обучающихся математических знаний Современному обществу нужны математически грамотные люди Пассивность обучающихся в ходе учебных занятий Положительная мотивация к изучению п предмета недостаточна Увеличивающаяся тенденция потребления знаний уже в готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских умений проблемы
Противоречия: - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; - между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию обучающихся и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; - между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.
Актуальность Наряду с подготовкой обучающихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Каждый человек должен уметь находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемых в школе для усвоения учебного материала. Такое обучение не требует от ученика творческого мышления. В результате многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения, и не испытывают никакого удовлетворения от выполненной учебной работы. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребенка.
Цель проекта Формирование положительных мотивов у детей с ОВЗ к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.
Задачи проекта: Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике младших школьников коррекционной школы. Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности детей с ОВЗ и имеющийся начальный уровень учебной мотивации обучающихся. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях коррекционной школы. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Методы исследования: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: 1)обобщение; 2)сравнение; 3)анкетирование; 4)тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов. Срок реализации- 3 года.
Ресурсы Материально-технические: ноутбук, принтер, мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, экран, выход в Интернет, музыкальное сопровождение. Кадровые: администрация школы, педагог, педагог-психолог, родители. Интеллектуальные: дидактический и раздаточный материал, дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература), математические игры и др.
Целевая аудитория Обучающиеся младшего звена ГБОУ РМЭ «Школа № 2г. Йошкар-Олы» : 6 девочек. 7 мальчиков. Возраст: 8-12 лет.
Этапы реализации проекта Аналитический : Сентябрь 2016Г– МАЙ 2017Г Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно- методической литературы по теме. Анкетирование . Практический : Сентябрь 2017Г– МАЙ 2018Г Разработка и проведение уроков. Выступления на МО классных руководителей и учителей начального звена. Реализация методики развития позитивной мотивации к обучению обучающихся математике через использование современных педагогических технологий. Контрольный : Сентябрь 2018Г– МАЙ 2019Г Подведение итогов, анализ результатов. Уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, повторное анкетирование.
Современные образовательные технологии Технология развития критического мышления Проблемное обучение Технология дифференцированного и индивидуального обучения Технология решения изобретательских задач(ТРИЗ) Проектные технологии
Проектные технологии Метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели: научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проблемное обучение Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Методические приемы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, и др.).
Технология развития критического мышления Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. ТРКМ включает в себя три стади и: вызова, осмысления и размышления. Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала. Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя… Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
Технология дифференцированного и индивидуального обучения Это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. По результатам диагностирования класс делю по уровням: 1-ая группа , ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом. 2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. 3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Основная цель - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация. Основные функции ТРИЗ : - Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности. - Развитие качеств творческой личности . -Решение научных и исследовательских задач . Приемы активизации деятельности школьников: 1. Удивляй! Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. 2. Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом.
Ожидаемые результаты : Устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; Сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; Способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; Социальные компетентности, развитие социального опыта обучающихся.
Диагностика эффективности педагогического проекта Групповые и индивидуальные занятия. Результаты контрольных работ, тестов. Диагностирование Качество знаний Анкетирование
2 класс 3 класс 4 класс
С каким настроением обучающиеся идут на урок
Выводы: Изучив специальную литературу и особенности современных образовательных технологий на уроках математики, проведя открытые уроки и внеклассные мероприятия по теме, выяснила, что, действительно, современные образовательные технологии повышают мотивацию к бучению младших школьников математике. Выделила ряд приемов деятельности учителя, способствующих формированию мотивации к уроку в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы на уроке, поддерживающей познавательную активность обучающихся, а именно: – включение учеников в коллективистские формы деятельности; – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты).
В ходе реализации проекта Систематизирован теоретический и практический материал в виде статей, разработок открытых уроков, выступлений по теме . Создан банк коррекционных, развивающих игр, упражнений и заданий, математических тестов. Создан пакет мультимедийных презентаций Обобщен и презентован практический опыт работы на заседании МО классных руководителей , учителей начальных классов, педагогическом совете школы.
Источники информации: 1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994. 2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя – дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– (Коррекционная педагогика). 3. М.В.Кларин. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989. 4. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991. 5. В.В.Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М.,1994. 6. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 1981. 7. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,1998. 8. В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996. 9. Е.С.Полат РАО Лаборатория Дистанционного Обучения Институт содержания и методов обучения.http://www.ioso.ru;http://ismo.ioso.ru; 10.Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12. 11.Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 12.3.Настольная книга педагога – дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е – Рос-тов- н/Д: Феникс, 2006.– (Сердце отдаю детям) 13.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет....
Использование современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов
В презентации представлен теоретический и практический материалы об использовании современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов школьников...
Доклад "Приемы формирования положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах"
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивацион...
Доклад Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.
Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на про...
Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...
Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...
Роль графического диктанта в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Многолетний педагогический опыт доказывает неоценимую роль графического диктанта в успешной реализации проблемы формирования положительной мотивации младших школьников.Кроме того, графический диктант ...