Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство получения информации играет для слепых и слабовидящих детей, т.к. является наиболее важным по значению после зрения процессом. Данный доклад содержит информацию по использованию игр и упражнений, направленных на развитие фонематического процессов у слепых и слабовидящих обучающихся начальных классов. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_u_slepyh_i_slabovidyashchih.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №91»
Доклад по самообразованию на тему:
«Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов».
учителя-логопеда
Аксаковой Ксении Александровны
Ульяновск
2018
Доклад по самообразованию на тему:
«Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов».
Речь – одна из важнейших форм деятельности ребенка, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
Особую роль слуховое восприятие как средство получения информации играет для слепых и слабовидящих детей, т.к. является наиболее важным по значению после зрения процессом.
По звукам слепые и слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды. При достаточной тренировке они могут по звуку локализовать его источник, установить, находится ли звучащий предмет в покое или движении, и даже определить скорость и направление его движения.
Говоря о локализации звуков в пространстве, следует отметить, что слепые и слабовидящие определяют источник звука и местоположение предмета, издающего его, с большей точностью, чем зрячие. Повышенное развитие пространственного слуха у лиц с нарушением зрения связывают с практической деятельностью, необходимостью ориентировки в условиях звукового поля. Слух играет большую роль в процессе развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей.
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
В начале работы операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем проводятся на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, необходимо осуществить переход к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно максимально ограничить или исключить собственное проговаривание ребенка, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.
Для слепых и слабовидящих детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, основанные на слуховом восприятии, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных навыков.
Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности считается использование компьютерных технологий. Применение мультимедийного оборудования на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Этот фактор обеспечивает более активный режим обучения.
Если говорить о современных педагогических технологиях, то для развития слухового восприятия ИКТ оказывает неоценимую поддержку. К ним можно отнести презентации, слайд-шоу, видеофрагменты. Звуковое оформление позволяет наравне со слабовидящими участвовать в коррекционном процессе и тотально слепым детям.
Преимущество ИКТ в том, что их можно внедрять практически на любом этапе логопедической работы.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть готовые ресурсы, и самостоятельно созданные материалы. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое, что дает возможность не только на слух, но и наглядно продемонстрировать и упростить коррекционные задачи.
Такими наглядными материалами можно сопровождать любые упражнения для развития фонематического слуха.
Формированию звуковысотного, ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью. Б. М. Теплов отмечал, что музыкальный слух как особая форма человеческого слуха также формируется в процессе обучения.
В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. В свою очередь, чувство ритма способствует ритмизации и обычной речи, делая ее более выразительной.
С этой целью на занятиях проводятся следующие игры и упражнения:
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…; Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
5. Придумывание слов с заданным звуком.
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
6. Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
Придумай слова со звуком [у] в середине.
7. Определение количества звуков в слове.
Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8. Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый); (какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’], между звуками [с] и [и]
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
- Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Угадай слово» (звуковой синтез).
Логопед произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т и т.п.
- Произнести по порядку все звуки в слове (звуковой анализ) . Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
- Игра «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.
16. Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10. Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11. Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный треугольник, согласный твердый звук – синий круг, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12. Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Литература
- Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. - М., 1983.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009 . -- 160 с.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. – М.: Гном, 2016.- 32с.
- Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи / Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов
В презентации представлен теоретический и практический материалы об использовании современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов школьников...
Использование современных педагогических технологий в процессе воспитания обучающихся.
Технологии, используемые в воспитательном процессе....
Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ
Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...
Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе
Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...
Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе
laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...
«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»
laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...
Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников.
В прикрепленном файле находится статья по теме "Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников (Из опыта работы)....