Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Шевцова    Наталья  Юрьевна

Формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  учащихся  первой  ступени  с   помощью  ИКТ  в  условиях  реализации  ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образования ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.

Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создать условия для формирования универсальных учебных действий.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.

Владение коммуникацией обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, то есть об использовании ИКТ в формировании коммуникативных УУД младших школьников.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. Скаждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер.Современный мир пронизан потоками информации. Неутонуть вэтом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей— это информационное общество. Учиться обращаться скомпьютером, пополнять, систематизировать иизвлекать нужную информацию необходимо, и помощником в этом должен стать взрослый человек – родитель или учитель.

Учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как одно из ключевых условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Таким образом, достигаются личностные и метапредметные результаты образовательного процесса, в частности, активное использование языковых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Необходимо научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.

Безусловно, ФГОС изменяет и роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Необходимо не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка, дать возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Ученик в таком союзе сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций и, в конечном счёте, способствует формированию толерантного отношения друг к другу.

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике иоптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» помиру знаний, подобно тому, как он«путешествует» поигровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, всероссийского уровней.

Таким образом, решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребёнка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и поисковую активность личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создаёт условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность школьника. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо в начальной школе, поскольку именно начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...

Диагностика и формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (на уроках окружающего мира)

В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. Даются способы развития коммуникативных универсальных учебных действий. Делается вывод, что сформированн...