Групповая технология как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Групповая технология как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Приоритетным направлением ФГОС являетсяформирование и развитие у обучающихся общеучебных умений инавыков, т.е. универсальных учебных действий (УУД).
Выпускник школы должен уметь пользоваться арсеналом различных учебных средств, в том числе, в незнакомой, нестандартной ситуации. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения обучающихся самостоятельно добывать новые знания, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
На формирование моего опыта по использованию групповой технологии, в процессе обучения в начальной школе оказало приоритетное направление ФГОС , указывающее на формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Условия формирования моего вклада в развитие образования включают:
1.научно-исследовательские условия, где отображена моя поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований по психологии и педагогике, связанные с формированием коммуникативной компетенции обучающихся.
2. методические условия, которые демонстрируют мой поиск в области методики применения групповой технологии на уроках в начальной школе.
3.организационно-педагогические условия, связанные с участием в работе школьных и городских методических объединений
Противоречия:
- между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
- между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разнообразностью;
- между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе « ученик – ученик», «ученик – учитель».
Главная цель школы на сегодня , в свете требований ФГОС,- подготовка каждого ученика к жизни в обществе , к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда , когда ее реализует человек не только осознающий свою роль в окружающем мире, но и умеющий сотрудничать в социуме.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальны учебных действий может служить системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.
В соответствии с теорией Л.С. Выготскогокоммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата” Из содержания ФГОСследует, чтокоммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникациякак взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
коммуникация как условие интериоризации
(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...
Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.
Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Инновационный проект по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Из опыта раьоты по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...