ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
статья по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

 

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.  К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ      УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «МЫ ВМЕСТЕ»

                                         

                                                                               Свистунова Т. Г.

МОУ «Каслинская СОШ №27»

учитель начальных классов

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:

  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • межличностные конфликты;
  • психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

          С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе».

        Программа «Мы вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает. Данная программа рассчитана на 4 года.

           Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

   Задачи программы:

  1. Создание мотивации сотрудничества.
  2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
  3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
  4. Развитие эмоциональной сферы личности.

Принципы программы:

  1. Обучение в деятельности.
  2. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
  3. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
  4. Работа педагога в стиле сотрудничества.
  5. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
  6. Привлекательность содержания деятельности.

Средства и методы  реализации программы:

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.

Организация работы по программе.

 Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя  бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе. Например: создание эмблем групп-команд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики и т.п.

В первом классе детям предлагаются задания, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной  организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

 Обязательно нужно придерживаться логики построения программы: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности к сложным.

           Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким   будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий. Педагог  сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.           

Содержание программы

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с1-го по 4-ый класс) основана на деятельности  малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем-воспитателем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывает  каждый учащийся. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.

                                      Этапы реализации программы

Первый этап - 1 класс

«Я + Я… = МЫ»

Направление: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи:

  1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
  2.  Приобретение первичных навыков общения в группе.            Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.

        Выпускник научится:

  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, с последовательностью и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Второй этап - 2 класс

«Мы - в согласии»

Направление: Совместно-последовательная деятельность

Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Прогнозируемый результат:

- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

- получить эмоциональный опыт взаимодействия;

- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

- испытывать чувство принадлежности к группе.

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • контролировать действия партнера.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Третий этап - 3 класс

«Мы принимаем решение»

Направление: Создание совместных композиций.

                          Коллективное принятие решений.

Цель: 

- формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

- научить процедуре коллективного принятия решения.

Задачи:

1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

 2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Прогнозируемый результат:

- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- приобретение   опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уметь уступать друг другу.

  Выпускник научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

                                                Четвертый этап - 4 класс

        «Мы – проектанты»

Направление: Проектная деятельность

Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

Задачи:

1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Прогнозируемый результат 

Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности,  а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

        На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах.

В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным темам (направлениям) с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности.

Задачу развития у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу  после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний ...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...