Диагностика и формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (на уроках окружающего мира)
статья
В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. Даются способы развития коммуникативных универсальных учебных действий. Делается вывод, что сформированность коммуникативных действий влечёт за собой повышение качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. | 56.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Петренко Елена Валерьевна, учитель начальных классов
Негосударственного (частного) общеобразовательное
учреждение гимназия «Школа бизнеса»
Диагностика и формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (на уроках окружающего мира)
Аннотация
В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. Даются способы развития коммуникативных универсальных учебных действий. Делается вывод, что сформированность коммуникативных действий влечёт за собой повышение качества образования.
Особенности содержания современного начального образования – это достижение не только предметных, что было традиционно, но и личностных и метапредметных результатов через использование современных инновационных технологий и методов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся.
Формирование коммуникативных учебных действий – одна из наиболее важных задач педагога, потому что они относятся к гибким навыкам (SOFT SKILLS), которые являются сквозными, неспециализированными, необходимыми для успешной учебы и в будущей профессиональной деятельности.
Сегодня важно, чтобы педагог умел быстро реагировать на любые изменения, совершенствовать свои профессиональные навыки, умел не только формировать УУД у обучающихся, но и диагностировать их уровень сформированности для дальнейшего совершенствования.
Я предлагаю обратить внимание на следующие коммуникативные универ-сальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
- принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Важно не только их развивать в своих учениках, но и постоянно диагностировать, анализировать их уровень сформированности и планировать дальнейшую работу по их совершенствованию.
Важно развитие УУД у каждого обучающегося в динамике и класса в целом.
Когда дети приходят в первый класс, то проводится входная диагностика с применением карты коммуникативных универсальных учебных действий.
Я выделила в первую очередь те умения, которые являются важными для каждого класса обучения, т.к. только на их основе возможно полноценное овладение и дальнейшее совершенствование других умений.
Диагностическая карта формирования коммуникативных УУД для обучающихся 1 классов
УУД | Балл (0-2) | ||
сентябрь | январь | май | |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | |||
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | |||
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | |||
4. Слушать и понимать речь других. | |||
5. Участвовать в паре, группе. | |||
Соответствие уровню: 0 баллов – 1 уровень, 2 балла – 2 уровень, 4 балла – 3 уровень, 6 баллов – 4 уровень, 8 баллов – 5 уровень, 10 баллов – 6 уровень. |
Диагностическая карта формирования коммуникативных УУД для обучающихся 2 классов
УУД | Балл (0-2) | ||
сентябрь | январь | май | |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |||
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
Соответствие уровню: 0 баллов – 1 уровень, 2 балла – 2 уровень, 3 балла – 3 уровень, 6 баллов – 4 уровень, 8 баллов – 6 уровень. |
Диагностическая карта формирования коммуникативных УУД для обучающихся 3 классов
УУД | Балл (0-2) | ||
сентябрь | январь | май | |
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |||
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |||
6. Критично относиться к своему мнению | |||
7. Понимать точку зрения другого | |||
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |||
Соответствие уровню: 0 баллов – 1 уровень, 3 балла – 2 уровень, 7 баллов – 3 уровень, 10 баллов – 4 уровень, 13 баллов – 5 уровень, 16 баллов – 6 уровень. |
Диагностическая карта формирования коммуникативных УУД для обучающихся 4 классов
УУД | Балл (0-2) | ||
сентябрь | январь | май | |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |||
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |||
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | |||
7. Понимать точку зрения другого. | |||
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | |||
Соответствие уровню: 0 баллов – 1 уровень, 3 балла – 2 уровень, 7 баллов – 3 уровень, 10 баллов – 4 уровень, 13 баллов – 5 уровень, 16 баллов – 6 уровень. |
Далее обращаю внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Оценку уровня сформированности коммуникативных умений проводила с учётом следующих критериев:
• активность в общении (стремится к общению по собственному желанию, является инициатором общения);
• умение слушать и понимать речь;
• умение строить общение с учётом ситуации;
• умение вести диалог;
• лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;
• ясность и последовательность выражения своих мыслей;
• использование форм речевого этикета.
После чего составляется общая таблица с распределением уровней среди обучающихся.
№ П/П | Фамилия Имя | УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ 1 КЛАСС | ||
сентябрь | январь | май | ||
1. | ||||
2. |
Данную диагностику проводила 3 раза в год для анализа динамики и выбора комплекса упражнений.
Итак, первый уровень – это отсутствие у обучающегося коммуникативных действий. Ученик не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения; игнорирует (избегает) общения, не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым, могут наблюдаться внешние признаки замкнутого (аутичного) поведения ребенка.
Второй уровень – это односторонние коммуникативные действия. Ученик затрудняется самостоятельно вступать в беседу и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении; не может полно и точно выражать свои мысли даже в типовых, ранее хорошо знакомых условиях коммуникации.
В работе я использовала разные формы: это фронтальная работа, работа в паре и групповая работа.
Первое с чего желательно начинать – это фронтальные виды работы.
Например: упражнение «Интеллектуальный штурм»
Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся называют по одному слову из изученного материала по заданной теме.
Например: Назовите понятия, связанные с темой «Жизнь на Земле». Это упражнение способствует формированию умения слушать учителя или своего одноклассника и находить правильный ответ.
Упражнение «Пресс-конференция» по любой необходимой учителю теме. Это упражнение позволяет формировать умение слушать и составлять простые предложения или связный текст, задавать вопросы на понимание.
Похожим является упражнение «Круглый стол», которое проводится в форме беседы при изучении, например, темы «Гигиена тела». Учитель как ведущий объявляет тему и цель, далее поочередно следуют вопросы для обсуждения. Это упражнение позволяет дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между детьми.
Далее многие дети овладевают коммуникативными умениями, которые соответствуют третьему уровню сформированности коммуникативных действий. А именно: – это неадекватный перенос коммуникативных действий. Ученик знает, как вступать в беседу и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы по поиску и сбору информации); пытается самостоятельно это делать, не учитывая особенности ситуации общения.
На этом этапе можно начинать применять работу в паре, которая позволяет формировать умение вести диалог. Учитель обязательно каждому участнику даёт отдельное задание, за которое он должен нести ответственность. Обязательным условием является изучение правил сотрудничества и определение результата деятельности. По завершении необходимо проводить рефлексивную работу: что получилось, а что не получилось и почему?
Например: упражнение «Задание для друзей».
Например, тема «Царства природы». Задание состоит в следующем: одна пара создаёт задание для другой пары, поменявшись листками, пары начинают выполнять предложенные задания.
Результатом именно этого упражнения является формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в письменной форме, а также излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Упражнение «Интервью».
Один ученик придумывает вопросы, а другой на них отвечает.
Например: Тема «Бактерии».
Эта форма работы в результате приводит к формированию умения слушать собеседника, осознанно строить речевое высказывание, признавать возможность существования различных точек рения и права каждого иметь свою.
Аналогичные упражнения позволяют ученику достичь четвёртого уровня сформированности коммуникативных действий. А это адекватный перенос коммуникативных действий. Ученик владеет способом построения коммуникации в знакомой обстановке; умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения; пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи педагога; внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и невнимательно, если тема не знакома.
Пятый и шестой уровни формирования коммуникативных действий могут быть сформированы с помощью групповой работы, которая позволяет активно включать в атмосферу сотворчества, стимулировать личностное восприятие. Обязательным этапом должно быть чёткое распределение ролей в группе и не только знание, но и соблюдение правил работы в группе. Обсуждение результатов – это неотъемлемая часть групповой работы.
Упражнение «Бусинка к бусинке»
Обучающимся предлагается несколько слов по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ. Получившиеся тексты представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
Это упражнение можно использовать при изучении темы «Правила поведения в лесу». Оно формирует умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, а также умение определять общую цель и пути ее достижения.
Упражнение «Куча мала»
Данное упражнение можно использовать для построения логических цепочек на уроках окружающего мира по теме «Если бы на Земле не было растений». Детям раздаются фрагменты текста на определенную тему, из которых каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, необходимо повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и анализировать услышанное, повышает ответственность обучающихся.
Благодатная тема «Органы чувств» для использования упражнения «Карусель».
Главная задача учителя - это создать условия для интенсивного общения обучающихся, что позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе. Ребятам предлагается написать определение, обменяться листами ватмана с другой группой. Сделать рисунок к определению, снова обменяться листами ватмана. Затем подписать элементы рисунка. Снова обменяться. Составить план ответа. А главное, защитить свой проект.
Это упражнение позволяет формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В каждом классе бывают и такие ситуации, когда дети ссорятся. Упражнение «Четыре угла» направлено на создание благоприятной обстановки в классе. Его можно применять на перемене. Порядок игры должен чётко соблюдаться: в четыре угла крепятся разноцветные листы бумаги, а участники должны останавливаться возле того листа бумаги, который нравится им больше всего. При этом они запоминают всех рядом и стараются узнать друг о друге как можно больше. Дети оказываются по определённым признакам в одной группе, где им приходится взаимодействовать, а значит, общаться.
Второй вариант: учитель называет условие, по которому дети должны выйти к доске. Например: дети, у которых длинные волосы; кто сегодня утром сделал зарядку; кто самостоятельно пришёл в школу и т.д.
Эти упражнения указывают на что, мы все разные, но в то же время и чем-то похожи, тем самым формируют умение разрешать конфликты.
Самые высокие уровни сформированности могут быть достигнуты к концу начальной школы.
Итак, пятый уровень – это самостоятельное построение коммуникативных действий. Ученик легко вступает в инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ; делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце - без какой-либо помощи извне; внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы.
И, наконец, шестой уровень – это свободное общение. Обучающийся, опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию; легко вступает в учебное сотрудничество, кооперацию совместной деятельности со сверстниками с целью ее оптимизации; умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в любых условиях коммуникации; демонстрирует владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных действий, можно сделать вывод: овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности (Таблица 1).
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам (Таблица 2).
Таблица 1. Достижения Таблица 2. Достижения
предметных результатов личностных результатов
Достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников способствуют подобранный комплекс упражнений. Каждое из рассмотренных упражнений имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении, свою область применения и ограничения.
При формировании коммуникативных универсальных действий я, конечно, столкнулась с проблемой, а именно, некоторые из современных детей не хотят вступать в контакт, они не могут четко понимать свои мысли о других, у детей плохо развит речевой аппарат.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Памятка для учителя
1 класс. Входная диагностика. Применение упражнений для фронтальной работы (упражнения «Интеллектуальный штурм», «Пресс-конференция», «Круглый стол»).
2 класс. Промежуточная диагностика. Применение упражнений для фронтальной работы и работы в паре (упражнения «Задание для друзей», «Интервью»).
3-4 класс. Промежуточная диагностика. Применение упражнений для фронтальной работы, работы в паре и работы в группе (упражнения «Бусинка к бусинке», «Куча мала», «Карусель», «Четыре угла»).
Список литературы
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск : Пеленг, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализа...
Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"
Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...
Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.
Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД ...
статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий учащегося (ейся) начальной школы ( разработка)
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащегося (ейся) начальной школы...
Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...