Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
консультация на тему
В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_zpr.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития — что это?
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Повышение уровня их умственного развития;
- Нормализация учебной деятельности;
- Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
- Социально-трудовая адаптация.
Особенности развития детей с ЗПР:
- Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
- Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
- Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
- Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
- В школе впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
- Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
- Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
- Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
- Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
- Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:
- Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
- Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
- Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
- Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
- Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
- Поведение непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
- Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.
Рекомендации учителям:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Многократное повторение пройденного материала.
- Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала.
- Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану).
- Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем: усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.
- Использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие, обучающие и др.
- Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
- Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.
- Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
- Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
- Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
- Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
- Соблюдение охранительного режима.
- Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.
В данном материале предоставлены краткие описания, виды и формы работы с детьми с задержкой психического разв...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...
План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"
План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития...
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
laquo;Использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших школьников с задержкой психического развития»...