Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
учебно-методический материал (1 класс)

Шигапова Елена Ивановна

 

 

«Использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших школьников с задержкой психического развития»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дипломная работа

«Использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших школьников с задержкой психического развития»

2023


Содержание

Введение        4

Глава I К вопросу изучения использования приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития        7

1.1 Ключевое понятие «ЗПР»: определение, классификация, виды, функции        7

1.2. Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития        8

1.3. Особенности изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития        10

1.4. Анализ образовательных технологий по проблеме исследования        12

Выводы I главы        13

Глава II Организация исследования        15

2.1. Методология исследования        15

2.2. Организация исследования (организация, количество детей, содержание констатирующего эксперимента)        19

2.3. Характеристика детей, участвующих в исследовании        23

2.4. Методика констатирующего эксперимента        25

Выводы II главы        26

Глава III Результаты констатирующего эксперимента        28

3.1. ИЗ ПРАКТИКИ        28

3.2. ИЗ ПРАКТИКИ        28

3.3. ИЗ ПРАКТИКИ        29

Выводы по главе        30

Глава IV. Рекомендации по психокоррекционной работе, направленной на использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития        31

Заключение        33

Список используемых источников        34


Введение

Дошкольное образование можно считать сезитивным, так как оно направлено на развитие личности ребенка со всех сторон. Кроме того, такой возраст учеников и задержки психического развития указывают на то, что такая группа детей наиболее чувствительная и наиболее уязвимая. Именно в этом и помогает сенсорное воспитание.

Исследование данной темы связано с возрастающей необходимостью расширять и совершенствовать педагогические условия и методы обучения детей, которые имеют задержку психического развития. В настоящее время главными факторами в образовании с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считается внутренняя творческая активности личностей ребенка, имеющего задержки психологического развития. Дети, которые имеют задержки психического развития сталкиваются с трудностями в процессе обучения, потому что характеризуется большей степенью отставания от нормы в развитии психических познавательных процессов. Одной из самых эффективных методик педагогической теории и практики является система итальянского врача и педагога М. Монтессори. Главным положением его педагогической системы является активизация внутренних ресурсов ребенка, которая помогает саморазвиться.

Дети имеющие задержки в психологическом развитии всегда привлекали исследователей. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, которые имеют отклонения психологического и физического развития. Поэтому исследованию данной проблемы уделяется много внимания. В настоящее время значительный вклад в исследование работы внесли следующие исследователи: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.И. Журавлева, А.С. Белкина, О.А. Саньковой, Г.В. Тереховой, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и т. д.

Объектом исследования является сенсорное развитие детей школьного возраста.

Предметом исследования является влияние приемов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития.

Целью данного исследования является изучение использование приемов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития.

Исходя из поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-провести теоретический специальной литературы по проблеме исследования;

-выявить уровень сформированности сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

-подобрать методы, направленные на развитие сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

-разработать методические рекомендации при использовании приемов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития.

Теоретическое значение исследования состоит в систематизации имеющегося в педагогике и психологии материала относительно использования педагогической системы М. Монтессори в работе с детьми с целью развития их познавательной сферы, а также роли взрослого (педагога, родителя) в процессе развития ребенка. Данные материалы могут быть использованы педагогами, а также родителями в обучении детей.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что в процессе изобразительной деятельности у детей у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается развитие сенсорных способностей.

В данной работе были использованы такие методы, как:

-теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;

-практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Теоретическое значение данного исследования включает в себя систематизацию имеющегося в педагогике и психологии материала относительной использования педагогической системы М. Монтессори в работе с детьми с целью развития их познавательной сферы, а также роли взрослого (педагога, родителя) в процессе развития ребенка. Данные материалы могут быть использованы педагогами, а также родителями в обучении детей.

Практическая значимость данного исследования зключается в том, что полученные результаты в процессе исследования использования приемов М. Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития могут быть использованы в работе психолога, воспитателя и даже родителями.

Структура исследования включает введение, четыре главы, заключение, список литературы.


Глава I К вопросу изучения использования приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития

  1. Ключевое понятие «ЗПР»: определение, классификация, виды, функции

Проблема задержки психического развития (ЗПР) является одной из важнейших не только в дефектологии, но и в общей педагогике.

В ходе исследования специальной литературы было выявлено, что исследователи предлагают различные классификации ЗПР.

Так, Г. Е. Сухарева выделяла формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР [12, С. 27]:

-интеллектуальная недостаточность по причине неблагоприятных условий окружающей среды;

-нарушения при разных формах инфантилизма;

-вторичная интеллектуальная недостаточность по причине поражения слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

-функциональные динамические интеллектуальных нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и трав центральной нервной системы.

М. С. Певзнер в своей работе при рассмотрении детей с временной задержкой развития, выделил несколько клинических вариантов, исходя из синдромологического принципа [10, С. 160]:

-психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте;

-психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой нарушениями;

-психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, которые осложнены недостаточным развитием речи.

Д. Д. Еникеев в своей работе указал следующие виды психического развития [6, С. 19]:

-психический инфантилизм;

-врожденная судебильность;

-задержки развития, которые обусловлены органическим поражением мозга на ранних этапах его развития;

-психогенно обусловленные задержки развития, которые вызваны дефицитом информации в раннем детском возрасте;

-интеллектуальная недостаточность, которая обусловлена дефектом органов чувств.

В целом все перечисленные классификации основываются на этиологии и патогенезе разных вариантов ЗПР. У детей первой группы при незначительном церебрально-органическом поражении мозга в основе дефекта лежит нейродинамическая недостаточность, которая связана с истощаемостью психики. Дети второй группы имеют более грубые нейродинамические расстройства, которые проявляются в инертности психических процессов. Дети третьей группы характеризуются первичной дефицитарностью некоторых корковых и подкорковых функций. Дети четвертой группы отличаются недостаточным развитием нейродинамики в сочетании с дефицитарностью некоторых функций. Такие дети испытвают существенные трудности в усвоении учебного материала [1, С. 303]:

Таким образом, ЗПР является таким понятием, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще всего обнаруживаются при поступлении уже в школу.

1.2. Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В современной психолого-педагогической литературе довольно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. На основе анализа такой литературе было выявлено, что сенсорное развитие является развитием его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусах и т. д.

В системе М. Монтессори сенсорное развитие рассматривается как важнейшая задача воспитания дошкольников. Особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей основывается на вопросах педагогической практики, согласно особенностям возраста.

Известно, что дефекты сенсорного развития сильно ограничивают функциональные возможности. Они не только препятствуют образованию сложных перцептивных систем, но и задерживают нормальный ход онтогенетического развития [5, С. 325]:

У детей с ЗПР наблюдается замедленность и суженнность объема зрительных восприятий. Такая замедленность сочетается вместе со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Кроме того, у таких детей наблюдается плохое различение похожих предметов. У детей встречаются также проблемы и с распознаванием цветов и их оттенков. Довольно часто дети, которые имеют ЗПР не стремятся разбираться детально в распознавании, а довольствуются только общим узнаванием предмета. Все эти факты указывают на недостаточную активность восприятия детей.

Довольно интересы исследования Э. С. Бейна в исследовании сенсорного развития у детей с ЗПР. Несмотря на то, что контрастность сохраняется, она значительно отстает от константности нормально развивающихся сверстников [2, С. 219]:

Е. А. Стребелева в своих работах по развитию сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста указывала на необходимость обеспечить самое раннее развитие его сенсорных процессов. Е. А. Стребелева указывает на необходимость использовать образцы для детей, подражание, жестовую инструкцию, совместные действия взрослого и детей. Все занятия нужно проводить не просто в игровой форме, а именно игровым методом.

Сенсорное развитие состоит в том, что позволяет упорядочить хаотичные представления детей, которые он получает с внешнего мира и является основой для интеллектуального развития.

Дети с ЗПР испытывают трудности при формировании цвета, формы предметов и размера. Но такие дети не испытывают трудности в практическом различении свойств предметов. По этой причине такие дети могут выполнять инструкцию, которая содержит словесный признак предмета («дай синий мяч»). Но вот сам назвать цвет такого предмета ребенок с ЗПР затрудняется.

Само восприятие у детей с ЗПР ограниченное, фрагментарное, то есть очень часто они просто упускают существенные признаки предметов. А процесс формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видов деятельности оказывается сильно замедленным.

По этой причине для сенсорного развития детей с ЗПР важно работать в следующих направлениях:

-совершенствовать точные и координационные движения, учитывая форму и величину предметов;

-формировать точные и координационные движения, учитывая форму и величину предметов;

-формировать эталонные представления о цвете, форме и величине;

-стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий [4, С. 308]:

Таким образом, для развития сенсорных процессов необходимо решать следующие задачи:

-обучить восприятию некоторых предметов, выделяя из общего фона;

-обучить детей различению свойства и качества предметов;

-обучить детей с ЗПР определять выделенные свойства словесно в пассивной форме;

-формировать поисковые способы ориентировки при решении игровых и практических задач.

1.3. Особенности изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Для совершенствования технических и изобразительных умений и навыков, улучшения эмоциально-эстетического развития детей с ЗПР нужно использовать эффективные методы и приемы артпедагогики и сенсомоторного развития.

Такими методиками являются следующие: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А. Л. Венгер), «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение [16, С. 59]:

Многие исследователи указывают, что у детей с ЗПР в таких рисунках проявляется выраженная асимметрия, в особенности в изображении фигуры человека. В ней нарушаются пропорции тела человека.

При использовании вышеназванных методик в процессе изобразительной деятельности у детей с ЗПР возможность успешно формировать восприятие, перцептивные действия, мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, что является важной предпосылкой образного познания мира.

Для обучения таких детей важно учитывать следующие особенности. Скорость восприятия у детей с ЗПР заметно нижет той, что нормальной для детей данного возраста. Дети с ЗПР не могут сами выделять, познавать и усваивать заключенную в тексте новую информацию, что сильно тормозит накопление знаний и умений [11, С. 30]:

В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира и человеческих чувств.

Изобразительная деятельность для детей младшего дошкольного возраста должна быть насыщена рисунками и смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Такие занятия помогают формировать у детей навыки наблюдения, развивать у детей целостное восприятие предмета. Кроме того, такая деятельность помогает обогащать словарный запас детей с ЗПР.

В процессе занятий изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР возможно использовать и нетрадиционные техники изображения. При использовании таких техник дети усваивают знания в совершенно новых для них условиях. Они могут ознакомиться с различными способами окрашивании бумаги. Например: методом набрызгивания краски, учатся работать кистью и карандашом [9, С. 14]:

Такие техники позволяют эффективно бороться со стремлением детей с ЗПР копировать образец, который им дается, что дает толчок для развития вооружения, творческая, самостоятельности, инициативы и проявлению индивидуальности [14, С. 506]

Используя и сочетая разные техники в изобразительной деятельности в одном рисунке, додошкольники учатся думать и самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным.

М. И. Чистякова указывает, что нетрадиционные техники рисования хорошо увлекают детей, а чем сильнее дети увлечены, то тем больше они сосредотачиваются в процессе работа [8, С. 676]:

1.4. Анализ образовательных технологий по проблеме исследования

В соответствии с проблемой исследования в первую очередь был проанализирован метод М. Монтессори. Главный принцип данного метода заключается в воспитании гармонично развитой личности. Принцип работы с деть младшего дошкольного возраста основывается на мотивации ребенка познавать новый материал. Для этого упражнение может демонстрироваться столько раз, сколько необходимо для выполнения ребенком. Но такая демонстрация осуществляется очень ненавязчиво [7, С. 66].

Дети проходят через пять ступеней развития материала:

На первой ступени дети учатся сосредотачивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, или один блок, или несколько.

На второй степени дети упражняются в распознавании величин и цветов. Первый комплект цветных табличек позволяет представить три основные цвета спектра.

На третьей ступени у детей формируется хроматические чувство и развивается тактильная чувствительность.

Четвертая ступени связана с исследование оттенков при помощи большого набора цветных ощущений с ящиков и тканями [13, С. 98].

Использование приемов методики М. Монтессори для развития познавательной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития носит личностно-ориентированный характер, в частности педагогом акцентируется субъектная позиция каждого ребенка, дети выполняют практические упражнения в игровой форме, закрепляя материал. Личностно-ориентированное обучение по методу М. Монтессори, в отличие от традиционного, характеризуется признанием детей главными действующими фигурами всего образовательного процесса, что определяет содержание, методы учебного процесса, и самое главное – стиль взаимоотношений педагога и обучающихся детей. В содержании и усвоении учебных материалов допускается наличие противоречивых суждений, вариативности изложения, проявления собственного эмоционального отношения каждого ребенка, его авторской позиции. Дети не заучивают обязательный материал с заранее заданными критериями, а сами его отбирают, изучают, анализируют и делают собственные выводы. Таким образом, акцент ставится на самостоятельность мышления младших дошкольников и их творческую активность.

Выводы I главы        

Провела теоретический анализ литературы по предмету исследования. Рассмотрели классификацию ЗПР. Исследовали особенности ЗПР у детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрели особенности изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. При этом было выявлено, что нетрадиционные техники помогают эффективно бороться со стремлением детей просто копировать образец. В целом в процессе изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста развивается познавательная деятельность. Данная деятельность оказывает благоприятное воздействие на психику.


Глава II Организация исследования

2.1. Методология исследования

Исследование проводилось с октября 2020 по апрель 2023 года. В нем принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (5-6 лет). Исследование проводилось в групповой форме и индивидуальной.

 Методики предъявлялись детям в устном, письменном виде и в виде карточек с соответствующими инструкциями и пояснениями.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. На первом этапе осуществлялся подбор диагностического инструментария, измеряющего особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР. Нами были выбраны методики, изучающие широкий спектр в развитии ребенка: познавательные интересы, интеллектуальные способности, образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; а также умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; уровень опосредованной памяти ребенка.

2. На втором этапе производился подсчет средних значений по показателям методик с целью выявления степени выраженности интересующих нас показателей в группе детей.

3. На третьем этапе исследования полученные данные были проинтерпретированы. Анализ результатов сопровождался представленным иллюстративным материалом (таблица, диаграмма). Далее, было описано использование приемов методики Марии Монтессори для развития познавательной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития.

Для достижения цели и задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.

Цель: изучение различных аспектов интеллектуальных способностей ребенка младшего школьного возраста.

Шкалы методики:

- общая осведомленность;

- количественные и качественные соотношения между предметами и явлениями;

- уровень логического мышления;

- математические способности.

Методика состоит из 4 субтестов, диагностирующих указанные шкалы.

Обработка и интерпретация результатов общего показателя:

18-20 баллов - высокий уровень;

15-17 баллов - выше среднего;

11-14 баллов - средний уровень;

7-10 баллов - ниже среднего;

7 баллов - низкий уровень.

2) Методика «Нелепицы».

Цель: изучение уровня когнитивных способностей, в частности: образных представлений ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку предъявляются картинки. Сначала он просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8–9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6–7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4–5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2–3 балла – за отведенное время ребенок смог заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0–1 балл – за отведенное время ребенок не успел обнаружить имеющиеся на картинке нелепицы, путался, не мог объяснить.

Интерпретация результатов:

10 баллов – очень высокий уровень.

8–9 баллов – высокий уровень.

4–7 баллов – средний уровень.

2–3 балла – низкий уровень.

0–1 балл – очень низкий уровень.

3) Методика диагностики опосредованной памяти.

Цель: изучение уровня опосредствованной памяти ребенка.

Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

«Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу».

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам.

Интерпретация результатов:

10 баллов – очень высокий уровень развития опосредованной памяти;

8-9 баллов – высокий уровень развития опосредованной памяти;

4-7 баллов – средний уровень развития опосредованной памяти;

2-3 балла – низкий уровень развития опосредованной памяти;

0-1 балл – очень низкий уровень развития опосредованной памяти.

4) Методика «Познавательные интересы школьника» К.Н. Волкова.

Цель: изучение степени выраженности познавательных интересов школьника.

Педагогу предъявляются пять вопросов, на которые ему нужно выбрать один из трех вариантов ответа относительно конкретного учащегося.

Результаты исследования обрабатывались с помощью метода подсчета средних значений по показателям методик в группе детей.

2.2. Организация исследования (организация, количество детей, содержание констатирующего эксперимента)

Полученные на этапе диагностики данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики познавательной сферы детей с ЗПР

общая осведомленность

соотношения между предметами

уровень логического мышления

математические способности

общий показатель

уровень когнитивных способностей

уровень развития памяти

Познавательная потребность

3,1

2,6

2,5

2,6

10,9

3,4

3,5

2,3

Выявленные результаты представлены по каждой методике на рис.1-4:

Рис.1. Результаты диагностики детей по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной

Из таблицы 1, рисунка 1 видно, что младших дошкольников с ЗПР, согласно нормативам методики, характеризует сниженный уровень интеллектуальных способностей. Они недостаточно осведомлены о предметах и явлениях окружающего мира, имеют малый словарный запас, слабо развитое логическое мышление и математические способности.

Дети с трудом выполняли предложенные задания, только с помощью педагога отвечая на вопросы, что говорит о необходимости проведения специально организованной педагогической работы по формированию познавательной сферы младших дошкольников, имеющих задержку развития.

Далее, представлены результаты диагностики детей по методике «Нелепицы» (рис.2):

Рис.2. Результаты диагностики детей по методике «Нелепицы»

Из таблицы 1, рисунка 2 видно, что младшим дошкольникам с ЗПР, согласно нормативам методики, свойственна сниженная способность находить на картинке нелепицы, грамотно объяснять их, приводя примеры и обоснование своего ответа. Это говорит о недостаточно сформированном уровне познавательной сферы младших дошкольников, имеющих задержку развития. У них слабо сформированы образные представления об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Дошкольники не всегда способны рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Это говорит о необходимости проведения специально организованной педагогической работы по формированию познавательной сферы младших дошкольников, имеющих задержку развития.

Далее, представлены результаты диагностики детей по методике изучения опосредованной памяти (рис.3):

Рис.3. Результаты диагностики детей по методике изучения опосредованной памяти

Из таблицы 1, рисунка 3 видно, что у младших дошкольников с ЗПР, согласно нормативам методики, выявлен низкий показатель опосредованной памяти. То есть, у них не сформировано самостоятельное, инициативное использование различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. Интерес детей удерживается на недостаточно длительное время. После того, как детям последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: «Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу», они записывают на листах то, что запомнили. В результате выполнения было много ошибок и неточностей, либо дети не успевали записать за отведенное время. Воспроизводить слова по памяти детям было трудно. Это говорит о необходимости проведения специально организованной педагогической работы по формированию познавательной сферы младших дошкольников, имеющих задержку развития.

Рис.4. Результаты диагностики детей по методике «Познавательные интересы школьника» К.Н. Волкова

Из таблицы 1, рисунка 4 видно, что согласно нормативам методики, К.Н. Волкова, познавательный интерес детей младшего школьного возраста с ЗПР находится на уровне ниже среднего. В частности, педагоги отмечают, что учащиеся редко пользуются научной литературой, мало работают со словарем; не стремятся ставить перед собой задачи, требующие кропотливой работы, а если ставят задачи, то не всегда их выполняют.

Вывод: рассмотрев все полученные результаты в обследуемой нами группе детей, можно говорить о том, что младших дошкольников с ЗПР характеризуют следующие особенности познавательной сферы:

- сниженный уровень интеллектуальных способностей (недостаточная осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира, малый словарный запас, слабо развитое логическое мышление и математические способности);

- сниженная способность находить на картинке нелепицы, грамотно объяснять их, приводя примеры и обоснование своего ответа, что говорит о слабо сформированных образных представлениях об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой;

- низкий показатель опосредованной памяти (несформированность самостоятельного, инициативного использования различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации);

- познавательный интерес детей младшего школьного возраста с ЗПР находится на уровне ниже среднего.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что с детьми, имеющими задержку развития, важно провести специально организованную педагогическую работу с целью повышения уровня сформированности у детей характеристик познавательной сферы.

2.3. Характеристика детей, участвующих в исследовании

В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (5-6 лет). Дети были разделены на две группы по 10 человек. В первой группе проводились занятия по методике М. Мотессори. Вторая группа занималась без данной методики. Данные об участниках исследования представлены в таблице 2.

Таблица 1

Данные детей с ЗПР первой группы

Имя Ф.

Возраст

Диагноз

1

Азат Б.

2,5

ЗПР

2

Андрей С.

3

ЗПР

3

Артём К.

3

ЗПР

4

Артём М.

3

ЗПР

5

Артём С.

2,6

ЗПР

6

Денис З.

2,7

ЗПР

7

Антон П.

2,9

ЗПР

8

Кристина М.

3

ЗПР

9

Наталья Л.

3,1

ЗПР

10

Ольга П.

3,2

ЗПР

В таблице 2 приведены данные детей второй группы, в которой находились дети, с которыми не проводились занятия по методике М. Монтессори.

Таблица2

Данные детей с ЗПР контрольной группы

Имя Ф.

Возраст

Диагноз

11

Петя В.

3

ЗПР

12

Дима Г.

3

ЗПР

13

Сергей О

3,3

ЗПР

14

Максим К.

3

ЗПР

15

Николай К.

3

ЗПР

16

Анна В.

3

ЗПР

17

Борис У.

3,4

ЗПР

18

Софья Д.

3,5

ЗПР

19

Алина К.

3

ЗПР

20

Георгий С.

3

ЗПР

2.4. Методика констатирующего эксперимента

В нашем детском саду имеется комната М. Монтессори, которая оборудована всем необходимым для двигательного развития детей. В такой комнате расположены настенные модули на развитие стереогностических ощущений, развитие мелкой моторики. Также есть физкультурное оборудование и здесь планируются упражнения с игровыми физкультурными пособиями на развитие общей моторики, мы проводим релаксационные упражнения, отдых на подушечках под мелодичную, спокойную музыку.

Очень нравиться детям минута тишины, когда они могут помолчать и прислушаться к внешним звукам, к звукам внутри себя. Поэтому в заключительной части каждого занятия проводится игра в кругу «Услышь свое имя», когда педагог просит детей закрыть глаза и подойти к ней того, чье имя она назвала.

Важно отметить, что работа по развитию сенсорных эталонов проводилась систематически и комплексно во взаимосвязи с воспитателями и родителями воспитанников.

Так для родителей воспитанников был проведен мастер-класс «Дорогою любви», где родители получили   доступную информацию в среде Монтессори, о том какие можно использовать игры и упражнения по развитию сенсорных представлений в домашних условиях, были подготовлены практические советы для родителей «Игры дома по системе М. Монтессори».

Необходимо отметить, что на протяжении реализации программы прослеживается положительная динамика в развитии детей. Мы отмечаем, что детям нравится заниматься в среде Монтессори, где есть игры и нет игрушек, где можно самостоятельно исследовать материал.

Для исследования эффективности использования методики М. Монтессори три диагностические методики были использованы повторно.

Вывод по 2 главе

В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности использования приемов методики М. Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что развитие познавательной сферы детей с ЗПР в соответствии с их уровнем высших психических функций, обладает специфическими особенностями (отставание от нормы, неустойчивость, сложность концентрации, недостаточная целенаправленность; дети склонны действовать импульсивно, часто отвлекаются, либо напротив, демонстрируют инертность, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой).

Анализ результатов исследования выявил, что младших дошкольников с ЗПР характеризуют следующие особенности познавательной сферы: сниженный уровень интеллектуальных способностей (недостаточная осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира, малый словарный запас, слабо развитое логическое мышление слабо сформированные образные представления об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; низкий показатель опосредованной памяти; познавательный интерес детей младшего школьного возраста с ЗПР на уровне ниже среднего.

По результатам диагностики были предложены конспекты внеурочных занятий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью приемов М. Монтессори. Методологические аспекты использования приемов методики М. Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития базируются на следующих принципах: активизация внутренних ресурсов ребенка, способствующая его свободному саморазвитию в специально организованной развивающей среде; взрослый является не наставником, а помощником; проведение занятий в специально организованной развивающей среде, где каждый ребенок может найти себе занятие по душе; ребенку предоставляется свобода мыслить, действовать и ошибаться; старшие дети заботятся о младших; недопустимы критика и наказания.


Глава III Результаты констатирующего эксперимента

3.1. ИЗ ПРАКТИКИ

Рис.5. Результаты повторной диагностики детей по методике «Нелепицы»

Из рисунка 5 видно, что младшие дошкольники с ЗПР, которые занимались в специальной комнате Монтессори показывают значительные улучшения. Они показали больше нелепиц на картине, грамотно их объясняя. Дети же второй группы не показали такого результаты. У по-прежнему них слабо сформированы образные представления об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

3.2. ИЗ ПРАКТИКИ

Рис.6. Результаты повторной диагностики детей по методике изучения опосредованной памяти

Из рисунка 6 видно, что у младших дошкольников с ЗПР которые занимались в специальной комнате Монтессори показывают значительные улучшения. При выполнении задания количество ошибок существенно снизилось.

А вот вторая группа по-прежнему допустила множество ошибок. В результате выполнения было много ошибок и неточностей, либо дети не успевали записать за отведенное время. Воспроизводить слова по памяти детям им было все также трудно.

3.3. ИЗ ПРАКТИКИ

Рис.7. Результаты повторной диагностики детей по методике «Познавательные интересы школьника» К.Н. Волкова

Из рисунка 7 видно, что согласно нормативам методики, К.Н. Волкова, познавательный интерес детей младшего школьного возраста с ЗПР находился на уровне ниже среднего. После использования методики М. Монтессори показатель существенно вырос. Но во второй группе показатель вырос незначительно, что доказывает эффективность специально организованной педагогической работы по формированию познавательной сферы младших дошкольников, имеющих задержку развития.

Выводы по главе

При проведении повторных диагностик после занятий первой группы в комнате Монтессори были выявлены заметные улучшения, что доказало эффективность используемой технологии для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. На основе проделанного исследования необходимо составить рекомендации.


Глава IV. Рекомендации по психокоррекционной работе, направленной на использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших дошкольников с задержкой психического развития

Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Все что нужно – это оформить развивающие центры в группе ДОУ и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребенку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Еще один важный нюанс: не нужно активно помогать ребенку во время образовательной деятельности и не навязывать ему свою точку зрения. Это неверный подход к организации детской деятельности по методике М. Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение.

При организации образовательной деятельности с детьми обязательно:

  1. Поощряйте самостоятельность и независимость детей и в то же время придавайте им уверенность в том, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь.
  2. Учите детей рассматривать предметы, обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  3. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  4. Чаще задавайте ребенку вопросы.
  5. Учите детей действовать в определенной последовательности, т. е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.
  6. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).
  7. Закреплять полученные при обследовании предметов знания в исполнительской продуктивной деятельности детей (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  8. Создавайте и поддерживайте подготовленную среду и/или среду для проведения творческих занятий.
  9. Создавайте и поддерживайте атмосферу дружеских отношений между детьми.
  10. Вдохновляйте и побуждайте детей к познавательной активности.
  11. Понимайте и принимайте каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей.
  12. Проявляйте терпение в отношениях с детьми и с каждым отдельным ребенком.
  13. Проявляйте уважение к родителям детей, выстраивайте партнерские отношения с ними, по возможности включайте их в воспитательно – образовательный процесс.
  14. Регулярно анализируйте свою деятельность, постоянно учитесь, повышая профессиональный и личностный уровень.
  15. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.


Заключение

При анализе существующих классификаций ЗПР было выявлено, что в большей мере в них отражаются клинический и психологический подходы, а единую педагогическую классификацию выделить сложно, потому что данная группа нарушений на самом деле очень разнообразна по индивидуальным проявлениям и степени выраженности дефекта. В процессе исследования специальной литературы выявлено, что нетрадиционные техники помогают эффективно бороться со стремлением детей просто копировать образец. В целом в процессе изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста развивается познавательная деятельность. Данная деятельность оказывает благоприятное воздействие на психику.

В исследовании были проведены диагностические работы, в которых была доказана необходимость использования методики М. Монтессори. По результатам диагностики были предложены конспекты внеурочных занятий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью приемов М. Монтессори. Участники исследования были разделены на две группы. В первой группе дети занимались в специальной комнате Монтессори.

При проведении повторных диагностик после занятий первой группы в комнате Монтессори были выявлены заметные улучшения, что доказало эффективность используемой технологии для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. На основе проделанного исследования необходимо составить рекомендации.


Список использованной литературы

  1. Алмаева М. В. Общая характеристика развития детей дошкольного возраста с ЗПР / М. В. Алмаева //. – 2019. – № 12-3. – С. 303-305.
  2. Бенке Л. А. Развитие восприятия цвета у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством изотерапии / Л. А. Бенке // Инновационная наука. – 2019. – № 12. – С. 219-223.
  3. Бодрова М. К. Управление познавательной деятельностью дошкольников младшего возраста / М. К. Бодрова //. – 2019. – № 4. – С. 69-73.
  4. Вист Н. В. Исследование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР / Н. В. Вист // – 2016. – № 1(6). – С. 307-308.
  5. Демиденко Я. С. Взгляд отечественных ученых на развитие памяти детей дошкольного возраста с ЗПР / Я. С. Демиденко //. – 2022. – № 2-1. – С. 324-328.
  6. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний [Текст] / Д.Д. Еникеева. – М.: Academia, 1998. – 299 с.
  7. Кальсина И. А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: историко-теоретическое осмысление феномена / И. А. Кальсина //. – 2020. – № 18(52). – С. 66-68. 
  8. Карташова, А. А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. А. Карташова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 676-681.
  9. Клейменова М. В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста / М. В. Клейменова // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 12-1(45). – С. 13-15.
  10. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – С. 159 – 165.
  11. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы психодиагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
  12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст] / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.
  13. Трошина А. В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / А. В. Трошина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 5-9(73). – С. 97-101.
  14. Хамитова Л. И. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л. И. Хамитова, Ф. М. Сулейманова //. – 2017. – № 9(17). – С. 506-508.
  15. Чурина В. А. Особенности развития мышления у дошкольников с ЗПР / В. А. Чурина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 702-712. 
  16. Шубнякова В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубнякова, В. В. Фирсова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7-3(97). – С. 59-64. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  разв...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития...