Интеграция в начальной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Интеграция в начальной школе.
У детей рано складывается своя «картина мира».При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картина мира, обеспечить осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время- сформировать умение увидеть с разных сторон и тот же предмет.
В.А.Сухомлинский считал, что детство-это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Для осуществления анализа явления интеграции в обучении, приведём ряд определений интеграции, данных в справочной литературе:
-«Интеграция-это объединение в целом каких-либо частей элементов». Такое определение даёт толковой словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И.Кондакова.
-«Интеграция-это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов». Такое определение даёт «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившийся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов».
- «Интеграция-это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». «Социологический словарь».
В приведённых определениях даны лишь общие , инвариантные характеристики понятия «интеграция», так как из них неясно, во-первых,- о каких по характеру элементах идёт речь, во-вторых, -чем является интеграция- состоянием, процессом или результатом объединения.
В словаре «Иностранных слов» интерес представляет второе терминологическое значение, принятое в области экономики- процесс взаимного приспособления или объединения национальных хозяйств двух и более государств. Преобразуя общее значение слова интеграция в научный термин, можно вывести определение «интеграция» в обучении.
Интеграция-это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения.
Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
-Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения).Результат такой интеграции- ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
-Во вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция-средство обучения).На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).
-В-третьих, как результат - развитие учащихся.Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий , актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.
Школьной практикой и научными исследованиями учёных(А.Я.Данилюк, В.Т.Фоменко, К.Ю.Колесина, О.Г.Гилязова, А.Г.Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.
Поскольку большая часть изменений в педагогической деятельности лежит в русле технологий педагогического процесса, остановимся на анализе тех тенденций, которые обозначились в последнее время в современной начальной школе.
Уровни интеграции содержания учебного материала.
Степень интегриро- вания содержания | Технология интеграции содержания и особенности построения процесса изучения | |
Внутри-предметная интеграция | высокая | Укрупнение дидактических единиц содержания предмета (УДЕ). Особенность -исходная проблема, не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит всё большее усложнение соотношений элементов, углубления познания. |
Межпред-метная интеграция | слабая | Использование межпредметных связей: Горизонтальный тематизм. За содержательную единицу обучения берётся тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин . Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные). Особенность -включается эпизодически материал других предметов; -сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; -в целом сохраняется программа урока. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу -диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели. Особенность-тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя; -уделяется различное количество времени :от пяти минут и более; -воплощение на уроке различно :иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание. Акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение. |
Межпред-метная интеграция | средняя | Интегрированный урок. Особенность -предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных дисциплинах; -сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; -включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребёнком окружающей действительности. |
Межпред-метная интеграция | высокая | Интегрированный курс. Объединение нескольких учебных предметов вокруг определённой стержневой темы или главных понятий. Особенность -предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; -целостность педагогической системы, соотношение целого о составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними; -исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит всё большее усложнение соотношений элементов, углубление познания; -сближение блоков во времени может привести к иной форме организации учебного процесса: учебный день, учебная неделя. |
Межсистем-ная интеграция | высокая | Объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»
Обучение детей, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...
интеграция знаний НРК Удмуртии в программы начальной школы
возможности интегрирования краеведческого материала в содержание учебных предметов...
Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе
Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который вы...
Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе
Презентация к выступлению на областном семинаре. Тема:"Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе "...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Статья: "Внутрипредметная интеграция в начальной школе на уроках русского языка."
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельны...
Предметная интеграция в начальной школе
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна ста...