Статья: "Внутрипредметная интеграция в начальной школе на уроках русского языка."
статья по русскому языку
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала
· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
· межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
· транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваль Елена Владимировна,
учитель начальных классов.
Сульгина Анна Николаевна,
учитель начальных классов.
Шеховцова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №80»
Г. Новосибирск
Внутрипредметная интеграция в начальной школе
на уроках русского языка.
Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – она направлена на «спрессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями.
Мы хотели бы остановиться на рассмотрении внутрипредметной интеграции.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Задачи, решаемые в учебном процессе, обязательно достигаются с помощью вопросов: Зачем изучается эта тема? Что в этой теме тебе уже известно? Что не известно? Что хотел бы узнать? Какие знания и умения понадобятся для успешного усвоения темы? С чего предлагаешь начать работу?
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в объяснительных записках к учебным программам, и в методической литературе, однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет "вообще" - без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.
Большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах, а эти приёмы необходимы уже в первом классе: без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.
Учитель направляет учащихся на поиск закономерностей, самостоятельные открытия. Дети включены в активное взаимодействие друг с другом следующими видами работ: пересказ, взаимооценка, взаимопроверка, взаимосообщение на тему «Что нового я узнал (или прочитал) за выходные дни или каникулы».
Основной акцент делается на саморазвитие, самообразование и коррекцию – преодоление недостатков.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Гибкость ума проявляется в умении ответить на более сложные вопросы, опираясь на ранее приобретенные знания.
Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения, что дает возможность развить широту мышления.
Ниже помещен практический материл, в котором приводятся три группы вопросов:
- вопросы к тому, что я знаю
- вопросы к тому, чего я не знаю
- вопросы и задания учителя
Тема: написание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Вопрос к тому, что я знаю.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского (среднего) рода в именительном падеже единственного числа?
- Как поставить имя прилагательное в родительном падеже?
- Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в родительном падеже?
- Какие окончания имен прилагательных называются безударными?
- Почему безударные окончания надо проверять?
Вопрос к тому, что я не знаю.
- Какие окончания бывают у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
- Подчиняется ли написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже общему правилу или нуждается в запоминании?
- Почему окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже надо запоминать, а недостаточно проверить по окончанию в вопросе?
Вопросы и задания учителя.
- Определить в данных словосочетаниях род и падеж имен прилагательных.
У цветка (какого?) голубого, до вечера (какого?) позднего, от солнца (какого?) яркого, для озера (какого?) дальнего.
Соответствует ли написание окончаний имен прилагательных их произношению? Сколько орфограмм (одна, две или три) в написании безударных окончаний –ого, -его?
Почему для проверки безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже недостаточно знать общее правило?
- Выделите окончания имен прилагательных.
Нового платья, синего шарфа, высокого неба, дальнего поля.
Проанализируйте написание окончаний имен прилагательных после твердой и мягкой основ.
Установите закономерность: когда у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание –ого, а когда –его?
- Прочтите словосочетания.
Свежего молока, хорошего товарища, блестящего снега, дремучего леса.
Что общего у имен прилагательных? (Все они с основой на шипящую.)
Установите закономерность в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка
Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...
Презентация материалов для осуществления контроля знаний учащихся начальной школы на уроках русского языка
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов (форм, методов и средств обучения и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся...
Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...