Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
статья на тему
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Сегодня посмотрим как может продолжаться идея модели ступенчатой интеграции в школе.
В наше время является актуальным вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Под преемственностью следует понимать последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов технологий обучения и воспитания с учетом возраста детей. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием не должна заключаться лишь в подготовке к обучению, также следует делать упор и на воспитание ребенка. Ребенок дошкольник на пороге школы должен обладать определенными навыками: умение планировать, ставить цель, умозаключать.
Серьезной ошибкой является то, что в дошкольном образовательном учреждении детей учат тому, чему их должны обучать в школе – читать, писать, считать. По научным данным подобное насилие приводит к отрицательным последствиям. Прежде всего формируется нежелание учиться, ребенку уже не интересно обучаться в школе, у него нет мотивации.
Переход в школу сложнейшая ситуация, которая может протекать благополучно при условии, если учитель начальных классов владеет новой технологией управления детьми и четко реализует стандарт Асмолова А.Г. А грамотность предполагает учитывать особенности ребенка.
Профессионализм учителя должен заключатся в том, что первично нужно задействовать эмоциональную сферу. Педагог должен уметь управлять ребенком с опорой на положительную эмоционально-чувственную основу, прививать интерес к познанию и реализовывать субъект-субъектное взаимодействие. Как и в дошкольном возрасте чувственная основа должна стать предтечей для формирования познавательного интереса, и ребенок сможет испытать удовлетворения от того, что умеет добывать знания.
Этого требует и стандарт начально-школьного образования. От учителя требуется не сообщение знаний и требование их запоминания, а включение ребенка в поиск и открытие знаний. Учит учитывать чувство удовлетворения.
Проблема, с которой мы сталкиваемся в настоящее время, это двойные стандарты. Всю отчетную документацию в школе сдают в соответствие с новым стандартом, но продолжают учить по-старому. Ребенок до сих пор является объектом, а не субъектом образования. Он не добывает знания, ему преподносят их готовыми, в виду чего теряется интерес к учебе.
В ЛГУ имени А.С. Пушкина на кафедре педагогики и педагогических технологий на протяжении 20 лет реализуется программа «Гармония развития». Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.
В основе программы – задействие таких понятий как услышать, обыграть а потом увидеть.
Программа сертифицирована для дошкольного обучения, но автор видит ее применение и на школьном обучении. Та модель, которая разработана в дошкольном обучении, остается та же и используется на уроках. К профессионалу учителю предъявляются четкие требования. Логическая последовательность управления ребенком.
В основе программы — деятельностный подход к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература, изобразительное, пантомимическое, народное творчество). Это позволяет принципиально по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом.
Таким образом, разработанная модель ступенчатой интеграции может быть очень интенсивна и благоприятна использована для развития личности. Но для этого учителя должны владеть новым подходом. На уроках должно происходить не сообщение знаний, а включение детей в поиск и открытие по ступеням познания.
В настоящее время существенно возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам ее саморазвития. Появилось новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Задачи, связанные с пониманием образования, предполагается решать только через рассмотрение человека как основного субъекта образовательной деятельности. В данном контексте гуманизации современного образования немаловажное значение имеет решение проблемы формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы. Детский сад и начальная школа тесно связанны друг с другом в системе образования. Младший школьник приходит в новый коллектив, для него меняется значимый взрослый, формируется новый вид деятельности, другая система взаимоотношений, незнакомая для него социальная роль. Всё это создаёт определенные трудности на данном этапе развития ребёнка. Очень важно именно в старшем дошкольном возрасте подготовить ребенка к школе, поэтому в работе дошкольного учреждения и младшей школы должна существовать преемственность.
Принятие и утверждение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В ФГОС начального общего образования одной из задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [ 3].
Правительство Российской Федерации принимает активное участие в процессе реформирования образования. Так, например, 11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Эта программа стала базовым инструментом для реализации национальной образовательной инициативы Д. Медведева «Наша новая школа», в которой определены шесть основных направлений развития общего образования:
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- расширение самостоятельности школ.
В соответствии с этими концептуальными документами с 2009 года разрабатываются и поэтапно внедряются новые образовательные стандарты, развиваются оценочные технологии эффективности образования.
В 2012 году все ключевые положения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики закреплены Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Новый закон «Об образовании в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Он заменил два базовых закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год).
Дошкольное образование становится первым уровнем в системе непрерывного образования, которое включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее.
Новый закон устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, закреплено право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу, что доказывает тот факт, что ребенок является субъектом образовательного процесса.
Впервые в нормативных документах выделили такой ориентир дошкольного образования, как универсальные предпосылки к учебной деятельности, то есть универсальные учебные действия (УУД). Именно они обеспечивают социальную успешность дошкольников при поступлении в первый класс. Это еще раз доказывает необходимость преемственности дошкольного образования и начальной школы.
Если рассматривать термин «универсальные учебные действия» в широком смысле, то он означает умение учиться. То есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].
Выделяют четыре блока универсальных учебных действий:
1. Личностные
2.Познавательные
3.Регулятивные
4.Коммуникативные
Личностные включают в себя формирование внутренней позиции школьника, его мотивации учебной деятельности и ориентацию на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные – умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, логических действий и операций. Так же включают в себя овладение общими приемами решения задач.
Регулятивные УУД включают в себя, овладение всеми типами учебных действий, а так же способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные – умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, а так же адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи [5].
Благодаря развитию универсальных учебных действий у ребенка развиваются психологические способности личности и познавательная сфера. В процессе обучения задается содержание и характеристики учебной деятельности и, таким образом, определяется зона ближайшего развития универсальных учебных действий [1].
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:
- из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [1].
Очень важно именно в старшем дошкольном возрасте подготовить ребенка к школе, ведь, если будущий первоклассник не ходит в детский сад, то у него нет того уровня развития, которое так необходимо при переходе на новую ступень образования, что повлечет за собой серьезные проблемы на этапе школьного обучения.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в процессе дошкольного обучения [4].
Проблема преемственности образования наиболее ярко проявляется при поступлении ребенка в первый класс. И основной её проблемой является игнорирование задач целенаправленного формирования УУД. У детей плохо развиты коммуникативные, речевые, регулятивные, логические, познавательные и другие необходимые учебные действия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Очень важно формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников, т.к. у детей воспитывается способность понимать и оценивать информацию, принимать решения, умение контролировать свои потребности и желания. А это именно те качества, которые не обходимы современному человеку в настоящих условиях.
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. М. «Просвещение», 2008.
- Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника. Под ред. Ермолаева С.Д. Издательство: Детство-Пресс, 2006.
- Свирская Л., Роменская Л. ФГОС дошкольного образования Великий Новгород: НИРО, 2014
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. - 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- http://www.school619.ru/assets/files/dou/programma_preemstvennosti_do_nach.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....
презентация "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования"
презентация к выступлению на педагогическом совете....
Выступление на семинаре "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования на примере УМК «Школа 2100»
выступление...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...
Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"
В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...
Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра, является одним из основных направлений современного образования. Для данной катег...
- Мне нравится (1)