Предметная интеграция в начальной школе
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_integratsiya_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная интеграция в начальной школе
Образование сегодня претерпевает серьёзные изменения, связанные прежде всего с условиями научно- технического прогресса, с постоянными преобразованиями общества и другими тенденциями развития. В связи с этим возникла необходимость в перестраивании учебного процесса.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности.
Проблема интегрированных уроков в начальной школе имеет свои трудности, но в то же время есть факторы, облегчающие её решение, по сравнению со средней школой. С одной стороны, в начальной школе мало учебных предметов. Что интегрировать? Как? С другой стороны, учителю начальных классов легче перейти к интегрированным урокам, так как он один преподаёт все предметы. За исключением, может быть, таких, как музыка, рисование, физкультура.
История методики обучения русскому языку в начальной школе свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления и объединения определённых элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое - совсем не новое методическое явление. Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри - и межпредметных связей в обучении, что конечно же является проявлением тенденций, предпосылок к будущей интеграции, более глубоко осуществляемой в старшем звене. В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения. В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!
Литература:
1. Горелова, Г. В. Интегрированные уроки в начальной школе / Г. В. Горелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14719/.
2. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
3. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
4. Потапова Е.Н. «Радость познания», М. Просвещение, 1990.
5. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения», М. Просвещение, 1993.
6. Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметных недель в начальной школе.
Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить полный отчёт о проделанной работе....
Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе
Презентация к выступлению на областном семинаре. Тема:"Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе "...
Предметная неделя в начальной школе.
Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....
Статья: "Внутрипредметная интеграция в начальной школе на уроках русского языка."
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельны...
Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида
Методическая разработка для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...