Роль методического объединения в профессиональном росте учителя
учебно-методический материал по теме

Советова Елена Юрьевна

Авторский проект "Роль методического объединения в профессиональном росте учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_metod.obedineniya_v_prof.roste_uchitelya.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки  

  работников образования

Кафедра начального образования

Авторский проект

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

                             Работу выполнили:

                                      слушатели курсов

                              группы Н – 8

                                                        учителя начальных классов

                                                           гимназии № 65 г. Ульяновска

                                                   Советова Елена Юрьевна

Структура проекта

Ведение

Глава 1 Предназначение, специфика, принципы и цели деятельности методического объединения. Поиск оптимальной модели.

  1. Сущность и задачи методической работы в школе на современном этапе
  2. Формы организации методической работы в школе
  3. Изучение деятельности и личности учителя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы.

Заключение

Библиография

Введение

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно – воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников

Методическая работа в школе в период ее обновления приобрела особую значимость в обучении, координировании, мотивирование работы учителей. От профессионального уровня учителя зависит решение задач, стоящих перед современной школой.

Методическое объединение имеет большие возможности для решения самых сложных задач современной педагогики. Эти задачи состоят в том, чтобы совершенствовать деятельность методического объединения не только на потребности ученика, учителя, школы и района, но и на перспективу развития образовательной системы в целом с учетом нового содержания образования, новых педагогических технологий, развитие педагогического творчества.

Целью работы является оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении творческого и педагогической квалификации учителей в условиях реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.

Предлагаемая авторская работа написана на основе материалов, полученных авторами в ходе многолетней педагогической деятельности в средней школе. В работе рассмотрены основные практические вопросы планирования и организации методической работы в образовательном учреждении.

Работа предназначена для руководителей методических объединений, учителей начальных классов, слушателей курсов повышения квалификации.

Глава I

1.1. Сущность и задачи методической работы в школе на современном этапе.

Ведущие направления в развитии образования определенной концепции модернизации российского образования на период до 2010г., могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов, воспитателей образовательных учреждений различных типов и видов.

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредствам критического, творческого ее освоения, применяя достижения науки и педагогического опыта.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходу и к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижении науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

В России тысячи творческих учителей, которые занимаясь самообразованием, постоянно экспериментируя, применяя новые технологии обучения, привносят в педагогический процесс инновационные идеи, достигают высоких результатов в обучении детей. Эта категория учителей нуждается в подтверждении своих позиций. Есть и другие педагоги, не столь успешные, иногда просто начинающие, которые нуждаются в методической помощи. И наконец, все учителя испытывают потребность в общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития образования.

Методическая работа в школе – это  целостная,  основанная  на  достижениях    науки    и передового педагогического опыта и на конкретном  анализе учебно-воспитательного  процесса   система    взаимосвязанных мер,  действий   и мероприятий,  направленных  на   всестороннее  повышение  квалификации  и   профессионального мастерства  каждого учителя и  воспитателя   (включая  и меры    по управлению     профессиональным     самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие  и  повышение творческого    потенциала    педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного  процесса,  достижение   оптимального уровня образования,  воспитания и  развития конкретных  школьников. Обратим  внимание на то, что в определении  четко   названы   как текущие   (ближние),  так  и  конечные цели  внутришкольном методической работы.

Из этого определения методической работы в школе следует, что ее прямой, непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива. Подчеркнем: самым главным и существенным в методической работе в школе является оказание реальной, действенной помощи учителям, классным руководителям, воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И мы считаем сегодня необходимым все в деятельности школы, в системе внутришкольного управления, что непосредственно работает на эту важную цель, относить к методической работе, хотя в ряде случаев это заставляет отходить от устоявшихся, традиционных  представлений  о  ней,  расширять    эти представления.

Поскольку методическая работа существенно влияет качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы школы, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом. Ценность этого фактора управления состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки учителей – важной составляющей человеческого фактора перестройки школы.

Актуальность и новизна предлагаемого подхода к совершенствованию методической работы в школе и управлению ей, прежде всего, состоит в понимании и построении ее как системы, целостной системы мер, действий и (мероприятий, направленных на достижение единых целей и задач). А такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в школе, связен между ними, структуры системы, се функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления.

В системе методической работы существуют такие компоненты, как цель и задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации учителей в школе, а также получаемые в ходе работы позитивные сдвиги –  результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности, а значит и к росту результативности методической деятельности. Ослабление же внимания к любому из компонентов пли к устранению связи между  ними,  их  подчинения  главным   целям   неизбежно  ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке, отрицательному отношению части учителей к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другим нежелательным последствиям.

Для правильного понимания сущности и роли методической работы в школе необходимо постоянно иметь в виду, что она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров.

Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе, так сказать, без отрыва от производства позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развитости.

Организаторы методической работы в школе имеют возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового опыта, педагогического новаторства, что позволяет сделать рост педагогического мастерства педагогов управляемым процессом.

Методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для постановки методической работы (а последняя, в свою очередь, закономерно приводит к дальнейшему творческому развитию педагогического коллектива). Коллективная разработка в школе актуальных педагогических, психологических и иным проблем позволяет коллективам школ добиться заметных практических, а порой л научных результатов.

Методическая работа в школе предоставляет каждому учителю реальную возможность участвовать не только в реализации готовых 'программ повышения квалификации, но и активно участвовать в их планировании, разработке.

Непосредственная связь методической работы в школе с учебно-воспитательной работой с конкретными школьниками помогает сократить расстояние между обучением учителей работе по-новому и ее результатами.

В условиях модернизации школы очень важно поставить и вопрос о качестве и эффективности методической работы в школе, о критериях и способах ее оптимизации. Ив первую очередь необходимо правильно, с учетом сущности методической работы в школе, задать критерии оптимальности ее результатов. Результаты методической работы важно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой главных, итоговых результатов всего педагогического процесса в школе, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развитости школьников, с положительными сдвигами в уровне этих показателей.

Первый критерий –  критерий результативности методической работы в школе можно считать достигнутым, если результаты образования, воспитания и развития школьников, обучающихся у данных педагогов, растут, достигая оптимального для каждого из учеников уровня или приближаясь к нему,  за  отведенное время,  без  перегрузки учащихся.

Второй критерий – критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства учителей и воспитателей, приводящий к оптимизации обучения и воспитания, происходит при разумных затратах времени и усилий учителей и воспитателей на методическую работу в школе и самообразование, во всяком случае – без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.

Третий критерий – критерий роста удовлетворенности учителей своим трудом, который можно считать достигнутым, если в школе создается такая творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного,    самоотверженного труда учителя.

Развитие целостной системы методической работы в школе с целью повышения ее качества и эффективности должно осуществляться в соответствии с рядом важнейших, носящих принципиальный характер, требований. Эти требования – принципы методической работы в школе вытекают из объективных  закономерностей методической работы как особой разновидности процесса обучения, а также из анализа массового и особенно – передового опыта организации методической  работы в реальных школах. Важнейшие принципы методической работы в школе:

  1. Связь  с  жизнью,  актуальность.    
  2. Научность методической работы.

  3. Системность методической работы. Этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит прежде всего от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты. Поскольку социальным системам органически присуще управление, принцип системности подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.

 4.   Комплексный  характер     методической    работы.    Этот принцип предусматривает единство и  взаимосвязь всех сторон  и   направлений  повышения   квалификации  учителей   (по вопросам частной методики, дидактики и теории воспитания, психологии и  физиологии, педагогической этики и   развития общей культуры и т. п.).

 5.Систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность. Данные принципы    предусматривают    охват учителей разными формами методической работы    в течение всего учебного  года, превращение  методической    работы    в часть системы непрерывного образования.    В то же   время идея массовости не означает увлечения массовыми формами работы в ущерб групповым и индивидуальным.

 6. Творческий характер методической работы, максимальная активизация учителей. Этот принцип предполагает творческий характер самой методической работы, создание в каждой школе своей собственной системы работы с   учителями, обеспечивающей действенное стимулирование творческих поисков учителей.

 7.   Конкретность методической работы, учет особенностей конкретной школы, учителя, дифференцированный подход   к учителям.

8.     Единство теории и практики при всей практической направленности методической работы.

9. Оперативность, гибкость, мобильность методической работы. Творческая сущность методической работы в условиях динамического роста школьной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы.

10. Коллективный характер методической работы при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования учителей.

11. Создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческих поисков учителей.

Функции методического объединения:

1) Осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к школе, а также конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов народного образования, их своевременное  и   правильное  доведение  до   каждого    работника.

2) Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта  педагогов-новаторов   (результатам  этой    функции: является освоение лучшего опыта в работе учителей данной школы);                                                                                         

3) Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педатогической науки (результатом действия этой функции является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоёмкости, обогащение педагогической культуры учителей);

4) Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данной школы   (эта функция, которая часто  недооценивается  в  практике,  на  самом  деле очень    важна,  тем более,  что  выход опыта учителей за  рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого  роста).

Без реализации первой группы функций невозможно успешное осуществление    всех остальных, так как ни одна школа не может работать успешно, не освоив существующих программных требований и нормативных целей, не зная достижений  науки  и передового   опыта,  созданного другими педагогами.

Ко второй группе функций методической работы относятся следующие:

—  консолидация,  сплочение  педагогического  коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

—  выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций, ритуалов и т. п.;

—   анализ  конкретного учебно-воспитательного    процесса и  его  результатов

— изменений  в  уровне    знаний,    умений, навыков, воспитанности  и  развитости  школьников;

—  предупреждение и  преодоление  недостатков и затруднений  в  педагогической деятельности  учителей и  воспитателей;

—  выявление, обобщение и распространение внутри школьного передового опыта, обмен ценными педагогическими находками;

—  предупреждение  и  преодоление  формализма  и    перегрузки в педагогической деятельности;

—  стимулирование массового педагогического  творчества и инициативы учителей и воспитателей;

—  приобщение   коллектива   к    научно-исследовательской, опытно-экспериментальной  работе    по  актуальным    проблемам школы, к участию и целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам.

—  совершенствование,     обогащение     знаний       педагогов (имеются  в   виду  знания,  различные по  содержанию:  предметные,  частном методические,  дидактические,  воспитательные, психологические, этические и т. д.);

—  развитие мировоззрения,  тфофессионально-ценностных ориентации, убеждений;

—  развитие мотивов творческой  деятельности   (выявление и развитие важнейших мотивов педагогического творчества:  любви к детям, увлеченности предметом, потребности .в самореализации и т. д.);

—  развитие     устойчивых     идейно-нравственных     качеств личности;

— развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, чувство меры и т. д.;

—  развитие  профессиональных   навыков,    педагогической техники,   исполнительского  мастерства;

— развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

— формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.

Функции методической работы в школе по отношению к конкретному учителю можно сформулировать и в более обобщенном виде: формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятельности конкретного учителя.

Работа лучших учителей, многих педагогов-новаторов доказывает реальную возможность и настоятельную потребность выработки каждым учителем своего стиля и своей системы работы.

С точки зрения движения учителя к высотам профессионального мастерства все задачи методической работы могут быть разделены на задачи преодоления пробелов в подготовке учителя, задачи приспособления к изменяющимся требованиям (адаптационные задачи) и задачи качественного творческого роста (задачи развития).

В содержательном плане задачи методической работы можно ставить и по направлениям повышения квалификации учителей (например, задачи дидактической, этической, частнометодической подготовки учителей). Это никак не отрицает рассмотренного  выше  подхода    к задачам,    а  дополняет его.

1.2. Формы организации методической работы в школе.

 Сложность многообразие функций, задач  методической работы в современной    школе,    разносторонний,    постоянно    обновляющийся  характер  ее  содержания,  а  также  конкретные особенности той или  иной школы  предполагают и   достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и  повышение    эффективности     устоявшихся,    традиционных форм,  смелое,   новаторское  применение  новых   форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; форма всегда находится в единстве с содержанием, зависит от содержания, но и обладает относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание: способствовать его прогрессивному развитию.                                                                             

Развитие и постоянное совершенствование содержания образования, предполагающее в условиях модернизации освоение новых идей, заложенных в новых программах и новых учебных курсах, находит отражение и в формах методической работы.

Взвешенность, взаимодополняющий характер, как различных компонентов содержания методической работы, так и связанных с ними форм методической работы позволяет говорить о системе взаимосвязанных форм, отвечающих современным задачам школы. Существует целостная взаимосвязанная система форм, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для конкретных условий той или иной школы: педагогический совет, методический совет, работающий на баземетодкабинета школы, предметные методические объединения, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью и многообразием стоящих перед ней  целей,   многообразием стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий.

Выделяют две группы организационных форм методической работы: коллективные формы методической работы и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения, школы передового опыта, творческие микро-группы учителей, школьные методические кабинеты и т. д. К индивидуальным формам методической работы относятся стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т. п.

При правильном выборе единой методической темы и целеустремленной работе по данной проблеме она организует, делает целостными все другие формы, является своего рода системообразующим фактором.

Анализ передовой практики, а также опора на основные, положения теории оптимального управления позволяют сформулировать ряд требований к выбору единой методической темы школы.

Первым требованием является актуальность темы для данного педагогического коллектива, соответствие уровню педагогического развития коллектива; во-вторых, тема должна быть созвучна современным педагогическим идеям; в-третьих, выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива; в-четвертых, желательна связь единой методической темы с имеющимся передовым педагогическим опытом, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целыми коллективами, которые могут оказать школе непосредственную помощь своими разработками; пропагандой имеющегося опыта. Возможна и самостоятельная работа коллектива школы над той или иной педагогической проблемой. В-пятых, важно, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу: либо выбирается тема, которая в равной мере касается и урока, и внеурочной воспитательной работы, либо коллектив разрабатывает две темы – дидактическую и воспитательную.     В-шестых, выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной. Практика показывает целесообразность определения единой темы на перспективу (чаще на пять лет) с разбивкой по годам.

Разбивка по годам выглядит следующим образом:

1-й год — изучение личности учащихся, классных коллективов  и  создание оптимальных условий обучения;

2-й год — система мер   по  оптимизации обучения;

3-й год — оптимизация внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

4-й год — оптимизация как средство интенсификации учебно-воспитательного процесса;

5-й год — оптимизация как принцип научной организации педагогического труда.

Единая методическая проблематика должна пронизывать все формы методической работы. Наличие единой темы является одним из условий сплочения коллектива единомышленников. А. С. Макаренко писал, что «хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе».

На первый план выдвигаются формы методической работы, которые могут оказаться более эффективными при разноуровневой организации учебного процесса. Выбор той или иной формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей школы. Выбор форм методической работы определяется и спецификой освоения обновленных предметных курсов.

Вот некоторые формы методической работы, которые применяются в образовательном учреждении.

            Наставничество

Цель использования данной формы –  передача опыта более опытными коллегами менее опытным молодым педагогам. Это помощь в работе над обновлением содержания курса. Главное - совместная работа наставника и его подопечных над программой и учебным материалом, поиск новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов. Это может быть опережающий показ новых элементов содержания, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.

Самостоятельная работа учителя

Цель - повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование. Содержание деятельности: работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагментами учебника, самостоятельные эксперименты по апробированию нового варианта содержания и внесение в него соответственных корректив. В качестве методов используется изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами.

Открытый урок

Цель -демонстрация опыта, накопленного лучшими педагогами, их педагогического мастерства. Содержание деятельности: опережающий показ новых элементов содержания и связанных с ним новых методов, демонстрация отдельных наиболее трудных разделов курса. Чаще всего открытый урок является элементом какого-то мероприятия, например, проведения предметного тематического месячника, семинара по обмену опытом или очередного занятие школы педагогического мастерства. В качестве методов используются показ, рассказ, демонстрация, выставка и т.д.

Наибольший эффект дает открытый урок, запланированный в ряду других форм и методов и подчиненный определенной цели. К наиболее распространенным формам работы по повышению профессионального мастерства начинающих педагогов в образовательном учреждении относятся: школа молодого специалиста, школа начинающего учителя, наставничество во всех образовательных учреждениях, где есть молодые специалисты или педагоги, не имеющие базового образования.

Педагогический совет

В новых условиях по-новому стали проводиться и педсоветы. Цель их проведения –  коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного  коллектива по той или иной методической проблеме. Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, их теоретических сообщений по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. В качестве методов используется рассказ, показ, демонстрация, подготовка рекомендаций и т.д.

Школа педагогического мастерства

Ее цель –  наиболее эффективная организация обмена опытом, обсуждение элементов педагогической деятельности в профессиональной среде.

Заместитель директора (по научно-методической, учебно-методической работе) в новых условиях становится исследователем, диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Основными направлениями в его работе являются следующие:

- информационно-аналитическое –  обеспечение в образовательном учреждении условий для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителя, условий, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью. Формы работы различны: семинары, тренинги, деловые игры, аукционы педагогических технологий, презентации, «круглые столы», открытые уроки;

- о консультативно-информационное - изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения, модульного обучения, составлении технологических карт с прогнозированием желаемых результатов, обучение учителя проведению диагностики. Формы работы самые разнообразные: семинары, собеседования, работа творческих групп, методических объединений, кафедр, микрогрупп и т.д.;

- диагностико-аналитическое –  осуществление мониторинга -основа основ в управлении учебно-воспитательным процессом. Постоянное наблюдение за уровнем ЗУН с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, изучение психофизических, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием. Основные формы работы: осуществление диагностики, анкетирование, тестирование и др.

- статистико-аналитическое - создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование, облегчающих труд учителя.

Знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его профессиональной подготовки позволяет определить пути и средства оказания ему необходимой помощи, привлечь его к оказанию помощи другим. Результаты анализа тестов и анкет, собеседований используются как основа для планирования всей методической работы в ОУ.

Проводит рабочее совещание с учителями и руководителями методических объединений, на котором определяются основные задачи методической работы, этапы подготовки педагогического коллектива к анкетированию;

- организуется вводная инструктивная беседа с педагогическим коллективом о целях и значении предстоящей работы, о заинтересованности каждого члена коллектива в ее неформальном осуществлении. Преподавателям раздаются анкеты, даются советы по их заполнению, проводится тестирование;

 - данные анкет и тестов заносятся в карту профессионально-значимых личностных качеств преподавателя, и на основе этого осуществляется разработка оперативных управленческих решений. Определяются состояние и результаты педагогической деятельности учителей, основные направления, содержание и формы диагностико-коррекционной работы с педагогическими кадрами.

Важнейшим звеном методической деятельность является обратная связь, которую можно получить с помощью диагностики.

При проведении диагностико-коррекционной работы выделяются следующие направления:

- диагностика профессиональных групп учителей и разработка системы коррекционных мер по профессиональному становлению каждого учителя;

-  диагностика педагогического творчества учителей и его развитие.

Проведением тестирования и заполнением анкет не заканчиваются процедуры диагностики. Эта работа завершается в индивидуальных беседах с педагогами, которые проводят заместители директора, председатели методических объединений.

Диагностирование включает также анализ документации, записей посещенных занятий и т.п. Результаты тестирования и анкетирования используются при разработке плана работы на учебный год по следующим направлениям:

- определение тематики педсоветов и методических советов, производственных совещаний;

-   планирование деятельности методических объединений,

-  организация индивидуальной методической работы с педагогами.

Данные диагностики позволяют формировать многоярусный образовательный запрос к методическим службам округа и системе повышения квалификации. Сначала определяется, что можно сделать своими силами, внутри школы. Остальное составляет заказ районной методической службе.

Спланировав долгосрочную методическую работу образовательного учреждения, даются индивидуальные рекомендации учителям по их самообразованию. В результате получается не только личный план самообразования, но и в некотором роде прогноз развития профессиональных качеств учителя. Возможность такого прогноза всегда ценна для руководителей образовательного учреждения.

В системе повышения квалификации большую роль играют современные экранно-звуковые средства, особенно учебные видеозаписи. В методических кабинетах образовательного учреждения создается фонд различных видов экранно-звуковых средств, Видеозаписи уроков полезны и тем, что позволяют наблюдать такие стороны учебной работы, которые трудно воспринимать при посещении открытого урока. Урок легче анализировать, один и тот же эпизод можно смотреть несколько раз и в удобное время. Создаются также и видео-пособия общедидактического и методического характера, видеофрагменты, иллюстрирующие примеры использования учителями ситуаций, возникающих в практической деятельности, занимательные и проблемные задания.

Выбор целей и задач методической работы зависит от приоритетных направлений образовательной программы образовательного учреждения, они должны быть взаимосвязаны. На схеме это может выглядеть следующим образом:

Коллективность (коллегиальность) методической работы является условием и одновременно показателем эффективности ее организации.

 На педсоветах, методических советах, заседаниях методических объединений и проблемных групп подготавливаются обзоры, доклады по  наиболее существенным и интересным вопросам, рекомендуется ознакомиться с тем или иным материалом. Учет индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании и организации методической работы предопределяет ее эффективность. Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности –  одно из важных условий эффективности методической работы в целом.

 Важным условием методической работы является её перспективность.

Конкретность и актуальность методической работы являются составной частью научного подхода, непременным условием ее действенности. Обсуждение неактуальных вопросов не привлекает внимание  и не заинтересовывает педагогов, что приводит к формальному характеру данной работы в целом. Методическую работу необходимо строить, исходя из основных направлений всей педагогической системы.

Содержание методической работы в образовательном учреждении включает в себя следующее:                          

-    углубленное изучение основ теории и практики социальных    

процессов общества;                                                                        

-  изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов-новаторов и творчески работающих педагогов;            

- изучение нормативных документов руководящих органов образования;            

-  знакомство  с  научными  открытиями,  рационализаторскими    предложениями в области учебной и учебно-методической работы;          

- изучение психолого-педагогической литературы по вопросам    обучения и воспитания обучающихся, а также по проблемам управления образовательным процессом в образовательном учреждении;                                                                                      

-    изучение передового опыта работы коллег в школе, районе,  городе.  

1.3. Изучение деятельности и личности учителя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы.  

Методическая работа призвала помочь учителю достичь высоких результатов в обучении и воспитании школьников при минимальных затратах времени и усилий. Выполнить эту задачу она может только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся, но и реальных возможностей каждого учителя. По поводу необходимости учета - специфических особенностей и возможностей каждого учителя никаких разногласий в теории и практике нет. Сложности возникают тогда, когда мы переходим к проблеме реального изучения этих особенностей и возможностей.

Нередко в практической деятельности встречаются случаи, когда педагогическое мастерство учителя оценивается только на основании изучения его профессиональных знаний и умений. При таком подходе из ноля зрения выпадают два очень важных момента. Во-первых, оценка специфики проявления отдельных Профессиональных умений в зависимости от личностных свойств учителя. Во-вторых, осмысление индивидуального стиля деятельности учителя, комплексного проявления знаний, умений, личностных свойств в их оптимальном сочетании и взаимообогащении.

Анализ деятельности учителей, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников показывает, что для них характерно органичное взаимодействие знаний, умений, приемов педагогической техники и личностных свойств в их повседневной учебно-воспитательной работе.

Желая получить представление о наиболее важных информативных характеристиках личности и профессиональной деятельности учителя, была проведена оценка уровня развития наиболее существенных личностных качеств и профессиональных умений у преподавателей-мастеров и начинающих учителей, не имеющих большого опыта работы. Сравнение, проведенное методом экспертных оценок, показало, что у преподавателей-мастеров более высоким уровнем развития отличаются следующие профессиональные умения и качества личности:

—  умение видеть  несколько вариантов решения стоящих педагогических задач  и выбирать  из  них наиболее приемлемый для данных конкретных условий  (оптимальный вариант работы);

—  установка  на творческое решение проблем, возникающих  в  ходе  обучения,  воспитания  и   развития    школьников;

—  стремление  искать  пути  совершенствования своей  работы не методом проб и ошибок, а путем использования достижений педагогической науки и передового    опыта,    путем систематического анализа причин собственных успехов и неудач в работе;

—  умение  строить  отношения  с  учащимися   в     процессе обучения и во внеурочной деятельности на коллективистской основе, возбуждать у школьников  потребность в рациональном  сочетании личных,  групповых и общественных    интересов;

—  потребность в постоянном расширении своего культурного  кругозора  и  научных  знаний,  постоянное  внимание    к тем элементам  этих знаний, с которыми будут ознакомлены учащиеся.

У мастеров педагогического труда более ярко выражено стремление быть в курсе всех общественно-политических событий, активно вести общественную работу. Ведущими мотивами их самоотверженного труда является потребность в достижении положительных результатов в работе, увлеченность своим предметом, не слепая, а педагогически целесообразная любовь к детям, в основе которой лежит уважение к личности ребенка, сочетающееся с высокой требовательностью к нему, желание воспитать из него счастливого человека, полезного нашему обществу. Трудятся такие учителя увлеченно, целеустремленно, с высокой ответственностью и добросовестностью. Они обладают выраженным чувством собственного достоинства и, как правило, очень самокритичны и скромны. В отношении с окружающими проявляют вежливость, тактичность, доброжелательность и отзывчивость, способность к сопереживанию. В трудных ситуациях реализуется их умение проявлять настойчивость, выдержку и терпение, решительность и готовность пойти на необходимый риск или конфликт во имя истины. Они обязательны по отношению к коллегам и учащимся, всегда верны своему слову, справедливы в суждениях, находчивы и остроумны, изобретательны в ответах на сложные вопросы, когда требуется сказать правду и не оскорбить самолюбие человека, особенно школьника. Они не злятся па детей из-за их срывов в учебе или поведении, а стараются устранить причины, порождающие подобные факты. Помогает им в этом развитая  способность  представить  себя   на   месте  ученика.

Однако такая чуткость и понимание ребенка не лишают их способности проявлять необходимую строгость, требовательность и настойчивость в достижении задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Для мастеров педагогического труда характерен творческий, поисковый стиль мышления, системность в анализе фактов и явлений, высокоразвитая Способность выделять главное, существенное, конкретизировать общие педагогические идеи, определять рациональную меру сочетания разнообразных методов, средств и форм организации обучения и воспитания школьников. Владение педагогической техникой, культурой речи и общения позволяет им не только логически обосновывать свои суждения и выводы, но и возбуждать у школьников необходимые чувства и отношения к изучаемым фактам, явлениям, событиям окружающей жизни. Открытость души и чувств мастеров педагогического труда – важнейший фактор их высокого личного влияния на учащихся.

Высоко информативных показателей оценки труда и личности учителей очень много. С одной стороны, это хорошо, так как дает возможность более полно и глубоко изучать личность учителя и его профессиональные умения. С другой стороны, это вызывает определенные затруднения. Учитывая показатели, наиболее развитые у педагогов-мастеров, и сопоставляя их с требованиями к ведущим компонентам педагогической деятельности в условиях реформы школы, мы включили в программу изучения личности и профессиональных умений учителя следующие показатели:

1.  Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора;

2. Совершенствование  профессиональных  знаний  и  умений. Участие в методической работе;

3.  Нравственный авторитет;

4.   Умение  конструировать оптимальный вариант деятельности:

а)   как учителя;

б)   как классного руководителя;

5.  Умение реализовать намеченный план:

а)  как учителя;

б) как классного руководителя;

6.   Умение объективно оценить  результаты   деятельности:

а)   как учителя;

б)   как классного руководителя;

7. Педагогическая  наблюдательность.  Системность психолого-педагогического изучения личности  школьника;

8. Сформированность   творческой  деятельности.    Овладение педагогической техникой;

9. Умение  взаимодействовать  с  ученическими    организациями и ученическим самоуправлением;

10.  Умение взаимодействовать с родителями и общественностью;

11.   Общая   оценка   результатов   работы:  

а)   как  учителя;

б)  как классного руководителя.

Оценка отдельных показателей не может механически сливаться при общей характеристике педагогической деятельности учителя. Здесь многое зависит от особенностей проявления отдельных качеств и умений учителя в зависимости от целостной структуры его личности. В этой целостности проявляется   индивидуальный   стиль  работы  учителя,  компенсация  одних качеств другими, сочетание знаний, умений и мотивов деятельности педагога. Только в рамках целостной оценки личности можно правильно понять причину успехов и неудач в работе учителя, наметить индивидуальную программу его дальнейшего роста, характер участия в методической работе в школы. Они, как правил, содержат советы по самообразованию и самовоспитанию, меры по преодолении недостатков в обучении и воспитанию школьников, предложению по обобщению опыта работы, а так же выводы по поощрении учителя за успешную работу.

Требования, предъявленные к педагогу нашей определяются развитием инновационного потенциала учителя.

Готовность к нововведениям определяется не только креативностью учителя, но и уровнем сформированность других компонентов инновационного потенциала учителя, к которым относятся:

1) мотивационный - стремление и потребность осуществлять инновационную деятельность;

2) методологический - владение концептуальными и теоретическими основами инновационной и исследовательской деятельности, ориентация в современных подходах к решению педагогических проблем, наличие собственной педагогической философии, поэзии;

3) технологический - умение осуществлять выбор инновационной проблемы и темы исследования, составлять программу экспериментальной и поисковой работы, владение методикой разработки авторских программ, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс, диагностикой и методикой отслеживания результатов экспериментальной работы;

4) рефлексивный - способность к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем и к определению на их основе целей и задач инновационной деятельности.

Мотивационный компонент инновационного потенциала учителя определяется прежде всего степенью сформированности внутренних мотивов инновационной деятельности – профессиональной направленностью, потребностью в повышении эффективности обучения и воспитания учащихся, а также потребностью в самореализации. Данная потребность присуща любому учителю, однако удовлетворяется она разными способами. Профессионально прогрессивный ценностный тип удовлетворения данной потребности учителем связан с творческим поиском, с достижением высоких результатов в своей педагогической деятельности.

Регрессивный тип проявляется в самодовольстве, успокоенности, иллюзии неисчерпаемости прошлого опыта, в отсутствии стремления к движению вперед.

Стремление к творчеству, к изменениям особенно свойственно молодым педагогам. По мере увеличения стажа работы резко снижается количество учителей со значимой «Я - центрацией», что свидетельствует не только о снижении эксцентрической поэзии, но и падении интереса к творческой самореализации в профессии.

Важнейшим условием, обеспечивающим развитие инновационного потенциала учителя, является создание творческой атмосферы в педагогическом коллективе.

Заключение

Перспективы совершенствования методической работы в школе

При определении путей совершенствования методической работы руководствоваться не только общими задачами повышения квалификации педагогических кадров, но и настоятельной потребностью преодоления имеющихся негативных явлений в постановке методической работы (заорганизованность, однообразие форм и методов, слабый учет специфики отдельных предметов и потребностей каждого учителя, отрыв от других видов 'повышения квалификации, недостатки в создании условий для проявления творческих успехов учителя и т. п.).

В качестве основных критериев оценки эффективности совершенствования методической работы коллектив школы определяет:

а) критерий результативности обучения, воспитания и развития  школьников. Причем достижение    более высоких результатов в этой работе не должно происходить за счет перегрузки учащихся и учителей;

б) критерий рациональности затрат времени    на повышение методического мастерства учителя;

в) критерий стимулирующей роли методической работы, заключающийся в том, что вовлечение учителя в систему методической работы осуществляется за счет улучшения психологического климата, стимулирующего творческие поиски учителя, формирование потребности в самообразовании, стремление полнее использовать достижения лед науки и передового педагогического опыта, потенциальные возможности членов своего коллектива;

г)   критерий органического единства развития профессиональных и личностных качеств учителя;

д)   критерий тесной связи 1внутришкольной методической работы с общегосударственной системой повышения квалификации педагогических кадров.

Признавая необходимость тесной взаимосвязи разнообразных форм методической работы между собой и с основными видами деятельности по повышению квалификации педагогических кадров, коллектив школы с учетом сложившейся традиции считает целесообразным сохранить ведущую роль методобъединений в планировании, организации и оценке результатов методической работы в школе.

Литература:

  1. Адамский Л. И., Педагогика развития. М., 2000г.
  2. Беспалько В. П., слагаемые педагогической технологии. М., 1989г.
  3. Беспалько В. П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995г.
  4. Берулова М. Н., Состояние и перспективы гуманизации образования, Педагогика 1996г. №1.
  5. Гребенкина Л. К., Анциперовна Н. С., Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.,2000г.
  6. Зверева В. И., Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997г.
  7. Иванова Г. И., Давыденко Т. М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.,2001г.
  8. Левитас Д. С., Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск.,1997г.
  9. Лизинский В. М., О методической работе в школе. М.,2001г.
  10.  Макарова Т. Н., Планирование и организация методической работы в школе. М.,2001г.
  11.  Поляков С. Д., В поисках педагогической инновации. М,1971г.
  12. Третьяков П. И. Практика управления современной школой. М.,1995г.
  13. Поташник М.М., Управление качеством образования. М.,2000г.
  14. Чернявская А. П., педагогическая техника в работе учителя. М.,2001г.

15. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПК и ПРО, 2004г.

Приложение № 1

ВНИК – 1

«Формы организации повышения квалификации учителей».

  1. Сервисные услуг:
  1. Консультации:

- «Активные формы и методы на уроке литературы».

- «Управление качеством образования на уроке через реализацию развивающего обучения (Эльконина-Давыдова)».

2. Постоянно действующие семинары

- «Управление качеством образования на уроке. Новые подходы к оценке качества образования».

- «Воспитывающий потенциал урока – как одно из условий повышения качества образования».

3.Активно-игровые методы обучения учителей

ВНИК – 2

«Опыт школы по работе с учителями района, города, области».

1) «Методика мониторинга эффективности учебного процесса в сфере практико-ориентированной  подготовке учителей».

2) «Специфика УВП в школе. Требования к учреждению и педагогу».

3) «Исходная подготовка педагогического коллектива. (Теоретическая подготовка, наработка инновационного опыта, движение инноваций внутри коллектива)».

4) «Эмпирически сложившиеся формы и методы трансляции (переноса)».

5) «Подготовка педагогов школы к деятельности по трансляции инновационного опыта».

6) «Методическое и организационное обеспечение трансляции опыта».

Приложение№2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МО

- Повышение результатов ЗУН по предмету (внутришколъный контроль, РОС, ИПК ПРО и т.д.);

- Динамика   результатов   работы   с   одаренными   детьми   по   предмету (результаты школьных,       районных и областных олимпиад,  смотров, конкурсов, НОУ, конференций);

- Количество   и   качество    учебно-методической,    научно-методической продукции:

а)  разработанной членами МО

б) используемой   в   работе   членами   МО   (спецкурсы,   факультативы, кружки)

- Повышение профессионального уровня членов МО:

а)  курсовая переподготовка по предмету с последующим повышением квалификации

б)   участие в школьных,  районных,  областных  городских  семинарах, конференциях

в)   участие   в   предметных   и   межпредметных   школьных,   районных творческих группах

г) участие в школьном, районном конкурсе «Учитель года»   —

д) участие педагогов "МО в экспериментальной работе

е)  внедрение передовых педтехнологий и передового педагогического опыта

ж) использование современных форм и методов, способствующих развитию познавательного интереса учащихся во внеурочной работе по предмету.

Приложение № 3

Ф.И.О.                                                                                      Школа №65

Параметры

Самооценка

Оценка школы

Испытываю затруднения

Владею хорошо

Владею на уровне обобщения опыта

Испытывают затруднения

Владеет хорошо

Владеет на уровне обобщения опыта

  1. Знание теории предмета
  2. Применение педагогических технологий
  3. Использование КСО
  4. Использование индивидуальных методов обучения
  5. Выбор оптимальных методов обучения
  6. Оценочная деятельность учащихся
  7. Формы контроля и самоконтроля
  8. Дифференцированный подход к слабоуспевающим учащимся
  9. Дифференцированный подход к наиболее подготовленным учащимся
  10. Использование наглядности и ТСО
  11. Умение проводить самоанализ воспитательной деятельности

Примечание: при заполнении диагностической карты в соответствующей клетке ставится знак «+».

Дата заполнения

Приложение № 4

Применение передовых методик  и педагогических технологий.

Приложение № 5

Вариативность образовательных программ

1-ой ступени обучения.

Приложение № 6

Анализ деятельности учителя на уроке

  1. Методика опроса
  2. индивидуальная работа с учащимися
  3. Самостоятельная работа на уроке
  4. Изучение и закрепление нового материала
  5. Применение ТСО
  6. Развитие творческих способностей на уроке
  7. Повышение эффективности урока
  8. методика решения задач
  9. Методика проведения устного счета
  10.  Система работы по оформлению техники чтения и развитию оперативной памяти
  11.  Повторение и обобщение на уроке
  12.  Рациональное использования времени на уроке
  13.  Организация мыслительной деятельности
  14.  Учет знаний
  15.  Практическая направленности
  16.  Коллективная работа на уроке
  17.  Групповая форма работы с консультантами
  18.  Дифференцированы и индивидуальный подход
  19.  региональный компонент на уроке
  20.  игровые моменты
  21.  Воспитание навыков самоконтроля
  22.  Использование дидактического материала
  23.  Проблемный подход к обучению Эстетическое воспитание на уроке
  24.  Эстетическое воспитание на уроке
  25.  Формирование навыков культуры поведения
  26. Использование кабинета на уроке

Приложение № 7

Карта педагогической оценки и самооценки профессионального творческого учителя

Модификационная творческая активность и направленность личности (МТА).

1

Любознательность

0

1

2

3

4

5

2

Увлеченность, эмоциональность

0

1

2

3

4

5

3

Стремление к творческим достижениям

0

1

2

3

4

5

4

Стремление к лидерству

0

1

2

3

4

5

5

Стремление к получению высокой оценки

0

1

2

3

4

5

6

Чувство долга и ответственности

0

1

2

3

4

5

7

Личная значимость теоретической Дея деятельности

0

1

2

3

4

5

8

Стремление к самообразованию творческих способностей

0

1

2

3

4

5

9

Анализировать, сравнивать

0

1

2

3

4

5

10

Выделять главное, основное

0

1

2

3

4

5

11

Описывать явления, процессы

0

1

2

3

4

5

12

Давать определения

0

1

2

3

4

5

13

Объяснять

0

1

2

3

4

5

14

Доказывать, обосновывать

0

1

2

3

4

5

15

Систематизировать, классифицировать

0

1

2

3

4

5

Интеллектуально-эвристические способности (ИЭС).

16

Генерировать идеи

0

1

2

3

4

5

17

Фантазия, воображение

0

1

2

3

4

5

18

Способности к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций

0

1

2

3

4

5

19

Видение противоречий, проблем

0

1

2

3

4

5

20

Перенос знаний, умений в новые ситуации

0

1

2

3

4

5

21

Способность отказаться от навязчивой идеи, преодолеть инерцию мышления

0

1

2

3

4

5

22

Независимость суждения

0

1

2

3

4

5

23

Критичность мышления, способность к оценочны суждениям

0

1

2

3

4

5

24

Способность к самоанализу, рефлексии

0

1

2

3

4

5

25

Сообразительность, оперативность памяти

0

1

2

3

4

5

Мировоззрение качества личности, способствующее успешности творческой деятельности (МКЛ)

26

Убежденность личности в социальной значимости творческой деятельности в данной области

0

1

2

3

4

5

27

Ранговое место творчества среди 5 наиболее значимых для личности видов деятельности

0

1

2

3

4

5

Нравственные качества личности (НКЛ)

28

Честность, правдивость

0

1

2

3

4

5

29

Нетерпимость к недостаткам

0

1

2

3

4

5

30

Скромность

0

1

2

3

4

5

31

Смелость, мужество

0

1

2

3

4

5

32

Решительность, уверенность в своих силах

0

1

2

3

4

5

Способность личности к самоуправлению в творческой деятельности (СТД)

33

Целеустремленность

0

1

2

3

4

5

34

Способность к планированию и рациональному использованию времени

0

1

2

3

4

5

35

Самооценка творческих способностей и достижений

0

1

2

3

4

5

36

Способность к самоорганизации и мобилизации

0

1

2

3

4

5

37

Самоконтроль

0

1

2

3

4

5

38

Способность к коррекции, перестройке деятельности

0

1

2

3

4

5

39

Прилежание

0

1

2

3

4

5

Комуникативно-творческие достижения

40

Умение обеспечить восприятие и осознание учениками значимость проявления творчества

0

1

2

3

4

5

41

Умение создавать психологически благоприятный климат для творчества

0

1

2

3

4

5

42

Умение стимулировать развития творческого оригинального мышления

0

1

2

3

4

5

43

Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других

0

1

2

3

4

5

44

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности

0

1

2

3

4

5

45

Способность организовывать творческую деятельность других

0

1

2

3

4

5

46

Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии

0

1

2

3

4

5

47

Способность избегать конфликтов в процессе творческой деятельности либо успешно их решать

0

1

2

3

4

5

Эстетические качества личности, способствующие успешности

творческой деятельности

48

Стремление и способность личности достигать гармонии, простоты и красоты процесса в результате творческой деятельности

0

1

2

3

4

5

49

Стремление и способность личности достигать гармонии, красоты и простоты человеческих отношений в процессе коллективной творческой деятельности

0

1

2

3

4

5

50

Ранговое место эстетических критериев в системе ценностных ориентаций личности

0

1

2

3

4

5

Индивидуальные особенности личности

51

Темп творческой деятельности личности

0

1

2

3

4

5

52

Разновидность личности в творческой деятельности

0

1

2

3

4

5

53

Оценка результативности:

- Учебно-творческой деятельности в обучении дисциплин общекультурной подготовке

0

1

2

3

4

5

- Учебно-творческой деятельности в обучении дисциплин предметной подготовке

- Учебно-творческой деятельности в обучении общетехнических дисциплин

- Учебно-творческой деятельности в обучении технологических дисциплин

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

54

Оценка результативности научного творчества

0

1

2

3

4

5

Профессионально-значимые личностные качества учителя (ПЭЛК)

55

Уверенность в себе

0

1

2

3

4

5

56

Требовательность и строгость

0

1

2

3

4

5

57

Доброжелательность. Взаимная заинтересованность  в успехах обучающихся, терпение и такт по отношению к ним

0

1

2

3

4

5

58

Стиль общения

0

1

2

3

4

5

59

Уровень эрудированности в других областях

0

1

2

3

4

5

60

Умение учитывать возрастные и психологические особенности учащихся

0

1

2

3

4

5

61

Умение ясно и доступно излагать материал

0

1

2

3

4

5

62

Умение выделить и разъяснить

0

1

2

3

4

5

наиболее сложные положения учебного материала

63

Умение выделить и поддержать

0

1

2

3

4

5

интерес к своему предмету

64

Контакт с классом и учет его реакции

0

1

2

3

4

5

65

Умение вызвать инициативу, самостоятельное мышление и побуждать дискуссию

0

1

2

3

4

5

66

Умение соблюдать логику в изложении и делать обоснованные выводы

0

1

2

3

4

5

67

Культура речи, четкость дикции, темп изложения

0

1

2

3

4

5

68

Внешний вид, мимика, жесты

0

1

2

4

5

69

Профориентационная работа на уроках

0

1

2

3

4

5

70

Умение показать

0

1

2

3

4

5

71

Умение четко формулировать задачи на самостоятельную работу

0

1

2

3

4

72

Умение снимать напряжение аудитории

0

1

2

3

4

5

73

Эмоциональность и энергичность образования

0

1

2

3

4

5

74

Объективность в оценке знаний

0

1

2

3

4

5

75

Степень эрудированности в других областях

0

1

2

3

4

5

Закончив оценку (или самооценку). Соедините соответствующие точки прямыми линиями, построив график (или профиль) профессионального творческого становления учителя.

Этот профиль можно оценить в баллах. Подсчитайте сумму набранных баллов.

Все результаты анкетирования оцениваются по трем уровням: оптимальный (4-5), допустимый (3) и критический (0-2). Предметом особого внимания должны стать все показатели, вышедшие за предельный уровень как в целом по сумме, так и в разрезе отдельных качеств.

Приложение № 8

Анкета

Критерии успешности работы учителей

1.    Ведет факультатив, секций, кружок

2.    Руководство школьным предметам методическим объединениям

3.    Проведение открытых уроков

4.    Научно-исследовательская работа

5.    Участие в профессиональных конкурсах

6.    Научно и популярно-педагогические публикации

7.    Руководит учительским семинаром, творческой лабораторией, ВНИГ

8.    Разработка и апробация собственной предметной программы, пособий, средств наглядности

9.     Инициирование участие и проведение общешкольных внеклассных мероприятиях

10.  Обучение молодых специалистов

11.  Повышение квалификации и самообразования

12.  Овладение учителем современными компьютерными технологиями

13.  Участие в педагогическом совете (степень активности)

14.  Участие во внешкольной работе

15. Организация творческой, познавательной, исследовательской деятельности учащихся при кабинете, в созданном   учителем клуб

16. Состояние кабинета

17. Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы)

18. Награды


Приложение № 9

Анализ

Формы и методы работы МО начальных классов школы

Дата заседаний

Проблемы, обсуждаемые на заседаниях

Формы и методы работы, используемых для изучения поставленной проблемы

Доп. данные (выявленная) фактическая форма метод.работы

Доклады, сообщения

Дискуссии

Посещение открытых уроков

Совместно разработанный план

Решение конкурсных задач

Анализ педагогического мастерства


Приложение № 10

  1. План работы методического объединения на учебный год

В этом разделе в хронологическом порядке записываются мероприятия, которые будут проведены, сроки проведения, ответственные. Дана целевая установка, используемые формы  и методы. Например,

Направление деятельности

Целевая установка

Используемые формы и методы

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Реализация

Качество преподавания

       2. Сведения о членах методического объединения

Сведения об учителях заносится в таблицу согласно предложенной схеме. Заполнив таблицу председатель методического объединения постоянно имеет под рукой все необходимые данные, начиная от дня рождения коллег и возможности их поздравить и кончая необходимыми сведениями по переподготовке, аттестации и т. п.

№ п/п

Ф. И. О. учителей М/О

Образование

Что и когда закончил

В каких классах

Преподаваемый предмет

Педагогический стаж

Разряд

Повышение квалификации

Ведет

Опыт внеклассной работы по рпедмету

Может работать

Работает

Курсы

Где учился

С какими вузами сотрудничал

Факультатив (тема)

Кружок(тема)

     3. График работы членов методического объединения  по месяцам года

Этот график дает возможность регулировать общую нагрузку, которая приходится на учителя, дает возможность увидеть все то, что невозможно отследить в текстовом плане.

Пример работы с графиком:

п/п

Ф. И. О.

Месяцы

Х

ХI

XII

I

II

III

IV

V

1.

Откры-тый урок в 2 «А» Кл.

(19.10)

Урок

Тема:

Выступление на педа-гогическом совете

Тема:

Проведение недели предмета в 1 «А», «Б» Кл.

Заседание метод. объеди-

нения

Смотр кабинета 25.03-11.30

Отчет на

заседании методического

Объединения по теме «Самообразо-вания»

         4. Самообразование членов методического объединения

Руководитель методического объединения, зная сильные и слабые стороны работы учителя, должен помочь ему в работе темы. Желательно, чтобы выбранная тема и прочитанная литература помогли учителю в ликвидации пробелов в работе.

     

  5. Работа над методической темой

Исходя из общих задач методического объединения или из общей темы, над которой оно работает, как частью обобщенной темы, эта общая методическая тема разбивается на ряд подтем. Над каждой такой подтемой работает учитель.

   6. Повышение квалификации учителей в школе (лекции, семинары, круглые столы…)

Предложенная таблица заполняется, исходя из плана работы методического объединения на учебный год. Прмер:

Содержание мероприятия

Цель

Задачи

Форма проведение

Дата

Ответственные

    7. Проведение недели (месячника) предмета в школе

В целях популяризации своего предмета проводятся недели или месячники своего предмета. Желательно, чтобы в  них принимали посильное участие школьники всех классов.

Необходимо четко расписать в таблице по дням недели или месяца, что, с кем и для каких классов проводит учитель.

Обязательно подведение итогов на заседании методического объединения, желательно написание «Справки» по этому вопросу и издание приказа директорам школы. Пример:

Содержание мероприятия

Цель

Задачи

Форма проведение

Дата

Ответственные

      8. График проведения «открытых» уроков

В соответствии с планом работы методического объединения график заполняется на учебную четверть. Пример:

№ п/п

Ф. И. О.

Класс

Месяц

1.

Петрова Р. И.

3 «Б»

Х

28

        9. Работа членов методического объединения  по подготовке и проведению педагогических советов, конференций

В школе тематика педагогических советов известна коллективам с сентября. Определены группы учителей, работающих над подготовкой педагогического совета и выработкой  проекта решения. Председатель методического объединения  заполняет предложенный график, и все члены методического объединения оказывают посильную помощь своему коллеге в подготовке его выступления. В данном случае учитель выступает как представитель своего методического объединения .

Результаты контрольных работ в учебном году

Необходимо фиксировать результаты контрольных работ в специальной таблице. Пример:

Ф.И.О.

учителя

Время проведения: месяц, число

Классы, в которых проводилась работа

Всего писали

Оценки

% успев.

% не-успев.

% на «4», и «5»

«5»

«4»

«3»

«2»

3 «А»

24

4

7

10

3

87,5

12,5

45

Петрова К. И.

19.10

3 «Б»

26

3

10

11

2

92,4

7,6

50

          10. Список литературы, изученной методическим объединением за учебный год

Этот систематизирует работу по данному направлению, своевременно фиксирует изучение нормативных документов, инструкций, приказов.

Появляется возможность отслеживать работу с методической научной литературой.

Совещания в различных организациях

Этот раздел введен для того, чтобы председатель методического объединения (заведующий кафедрой) имел все материалы, связанные с работой объединения в одном журнале.

         

11. Графи посещения уроков на месяц

График посещения уроков руководителей методического объединения заполняется в соответствии с планом работы на год.

Понедельник 19.10

Вторник 20.10

Среда 21.10

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

2 «Б»

-

-

3 «А»

-

-

Литература:

  1. Адамский Л. И., Педагогика развития. М., 2000г.
  2. Беспалько В. П., слагаемые педагогической технологии. М., 1989г.
  3. Беспалько В. П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995г.
  4. Берулова М. Н., Состояние и перспективы гуманизации образования, Педагогика 1996г. №1.
  5. Гребенкина Л. К., Анциперовна Н. С., Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.,2000г.
  6. Зверева В. И., Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997г.
  7. Иванова Г. И., Давыденко Т. М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.,2001г.
  8. Левитас Д. С., Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск.,1997г.
  9. Лизинский В. М., О методической работе в школе. М.,2001г.
  10.  Макарова Т. Н., Планирование и организация методической работы в школе. М.,2001г.
  11.  Поляков С. Д., В поисках педагогической инновации. М,1971г.
  12. Третьяков П. И. Практика управления современной школой. М.,1995г.
  13. Поташник М.М., Управление качеством образования. М.,2000г.
  14. Чернявская А. П., Педагогическая техника в работе учителя. М.,2001г.

Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПК и ПРО, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ступени профессионального роста учителя»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, пр...

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

Направление в работе методического Совета – школа совершенствования педагогического опыта: задачи и достижения....

Карта профессионального роста учителя

Такая карта поможет педагогу спланировать работу по самообразованию на несколько лет...

Программа профессионального роста учителя

Подробная программа профессионального роста учителя на 4 года...

Статья по теме: "Участие в профильных конкурсах, как ступень профессионального роста учителя"

В условиях преобразования всех сторон жизни общества усложняется социальная роль учителя, требуется освоение нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных ...

Индивидуальный план профессионального роста учителя

В индивидуальном плане профессионального роста прописаны цель, задачи, содержание программы по повышению профессионального мастерства учителя....

Индивидуальный план профессионального роста учителя

Индивидуальный план профессионального роста учителя по теме "Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения"...