Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylovskoe_vystuplenie_burbala_l.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурбала Лариса Юрьевна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 695 «Радуга»
г. Санкт – Петербург
Тема: Использование культурно-исторического наследия
Санкт – Петербурга и его пригородов
при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
Какое счастье, что у нас есть Пушкин,
который помогает нам и нашим детям жить,
чувствовать счастье сотворчества с ним,
делает нас гармоничнее и добрее…
Как уместно и точно звучат эти слова здесь, в Пушкинских Горах, в юбилейный год Государственного музея – заповедника «Михайловское», перед удивительной аудиторией, так вдохновенно стремящейся привить своим ученикам и воспитанникам любовь к пушкинскому слову.
Судьба подарила мне счастье слышать и постигать пушкинские строки с самого раннего детства. Моим первым учителем, образцом любви и знания пушкинского наследия стал мой дедушка – блестящий чтец, обладающий драматическим даром. Именно он открыл мне радость знакомства с великой поэзией А.С.Пушкина.
Эти уникальные семейные уроки стали зерном творческого поиска моей педагогической деятельности.
25 лет вместе с моими учениками я открываю новые грани русского литературного языка, прикасаясь к великой тайне пушкинского слова.
Пустые глаза, грязная речь, неумение выразить свою мысль.
Как уберечь от этого наших детей сегодня?
Как вернуть юное поколение, так стремительно уносящееся вдаль информационных технологий к истокам живого общения с книгой?
Как научить детей слушать, понимать, чувствовать и говорить пушкинским языком, уметь ощущать его вкус, аромат, любоваться его блеском?
Моим ответом на поставленные вопросы стало создание образовательной программы «Углубленно изучение пушкинского наследия в начальной школе».
Фундамент программы – решение проблем эстетического восприятия художественного слова, возможность использования и приобщения детей к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга и Царского Села.
Программа позволяет погрузить детей в историческую эпоху великого поэта, познакомить с его друзьями, членами семьи, няней, с его обидчиками и врагами; таким образом, предоставляет возможность педагогу избежать создания штампа образа Пушкина, а сделать его живым и понятным детям.
В каждом классе, основываясь на программном материале по литературному чтению и внепрограммных произведениях, я составляю списки стихотворений для заучивания наизусть. Ежедневно и кропотливо читаю малышам на уроках обучения грамоте, математики, на переменах стихи Пушкина и не только, а ребята со слуха заучивают тексты наизусть. Чтобы увлечь учеников поэтическим словом, читаю ярко, театрально выразительно, доказывая, что чтение наизусть – это истинное удовольствие.
С середины 1 класса дети пробуют учить стихи самостоятельно. Каждому ученику, в течение недели на уроках литературного чтения предоставлена возможность показать свою индивидуальную работу над стихотворением и получить рекомендации учителя. Начиная со 2 класса, к концу учебного года, каждый ученик знает наизусть не менее 30 стихотворений.
Царское Село – поэтическая родина Пушкина, озарившая светом лицейского братства его жизнь и творчество.
Каждое утро, покинув шумный Петербург, я лечу по широкой улице, вдыхая божественный дух Царского Села.
Царское Село – город дворцов и парков, город муз, обладает огромным духовным потенциалом, даёт уникальные возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания личности.
Дети-пушкинцы, хотя еще не осознают этого, счастливы вдвойне. Они духовно развиваются уже от того, что живут в исторических интерьерах Царского Села, дышат воздухом, пропитанным русским поэтическим словом.
Давно замечено, что эмоционально ярче детьми читаются стихи в Лицейском саду, в залах Лицея. Так возникла идея создания проекта «Пушкинские чтения» как традиционного ежегодного поэтического праздника в кругу семей учеников, в стенах литературных музеев, связанных с именем поэта.
«Пушкинские чтения» (I класс).
Моим ученикам, первоклассникам, я предлагаю выучить стихотворение Пушкина на выбор семьи или самого ребёнка. В течение 2-3 недель на уроках чтения, на переменах в индивидуальном порядке, я слушаю и работаю над стихотворением вместе с детьми. Образы, ритм, интонация, дыхание, всё это так сложно и необычно для ребёнка на первый взгляд, но дети интуитивно чувствуют, что за всем этим действом кроется какая-то великая взрослая тайна, которая вот-вот приоткроется и для них.
Первые «Пушкинские чтения» мы проводим в преддверии 19 октября, торжественно посвящая ребят в первоклассники, в стенах Царскосельского лицея. К этому дню дети подготовлены и уже понимают, что именно отсюда началось поэтическое восхождение великого поэта. В Большом зале лицея, в классных комнатах, в библиотеке, около келий лицеистов, ребята торжественно декламируют стихи Пушкина, проводя некую историческую и духовную параллель между прошлым и настоящим.
В память об этом знаменательном событии каждый мой ученик получает свой первый томик со стихами Александра Сергеевича Пушкина и дарственной надписью, сделанной рукой первого учителя.
«Пушкинские чтения» (II класс).
1831 год. Пушкин – счастливый семьянин, в кругу милых сердцу друзей, лето, Царское Село.
Где жил Александр Сергеевич, с кем встречался этим летом, что писал, да и просто где и чем обедал? Ответы на многие из этих вопросов мы получили, организовав традиционную семейную экскурсию в музей-дачу Пушкина, в дом Китаевой. В гостиной, у камина ребята радовали друг друга, своих родителей, служителей музея, блестящим чтением пушкинской лирики.
В процессе подготовки к «Пушкинским чтениям» из предложенного мною списка, состоящего из 30 стихотворений, ребятами было выучено не одно и не два стихотворения, а 5-8.
Меня безгранично радует, что, не смотря на то, что я много детям читаю наизусть и лично работаю с ними над каждым стихотворением, все стихи мои ученики читают по своему, с присущим только им пониманием поэтической мысли, по-разному раскрепощено, самобытно.
«Пушкинские чтения» (III класс).
В 3 классе «Пушкинские чтения» проводятся в центре Петербурга, в Аничковом Дворце. Балы, звуки оркестра, игры слов, намёков, карточный стол! И вот раздаётся восторженный шепот, все взгляды устремлены на блестящую пару в первом ряду. Жорж Дантес и Наталья Николаевна. Как много помнят эти стены, о чем они расскажут ребятам и их родителям? В зале Аничкова Дворца читали стихи многие великие поэты. В Аничковом дворце мы участвовали в интерактивной игре «Пушкинский Петербург», провели литературное занятие в Комнате Сказок и читали пушкинскую лирику в Золотой гостиной дворца.
«Пушкинские чтения» (IV класс).
Мойка 12. Последние дни поэта. О них нам расскажут на экскурсии в залах музея. Здесь пушкинские стихи, звучат особенно трогательно. Казалось бы, Мы дошли до конца, до самого последнего дня, стрелки часов замерли. Но верна вечная истина: «Жив человек, его мысли, чувства, его творения, пока Мы их помним». И с первых пушкинских строк, произнесенных детьми, мы понимаем, поэт снова жив, он рядом с нами, он нам близок и дорог.
На этих исторически значимых площадках мы проводим семейные экскурсии выходного дня, интерактивные игры, литературные занятия. Кульминацией таких праздников души, конечно, становится детское чтение пушкинских стихотворений.
Трудно поверить, но количество зрителей из числа родных достигает 70 человек.
Радует то, что все хотят послушать и приобщиться к миру пушкинского слова.
Родители моих учеников, познают Пушкина заново вместе со своими детьми. Как рассказывают ребята, книги Пушкина в их домах стали чаще появляться в руках родителей. Многие папы и мамы, как выяснилось, впервые открыли страницы «Евгения Онегина», чтобы не чувствовать неловкость и стать полноценными собеседниками своих детей.
В течение учебного года мы продолжаем сотрудничество с экскурсоводами музеев, посещая занятия абонементов и создавая новые совместные проекты.
В программу курса включены:
система работы с музеем – Лицея им. А. С. Пушкина
- коллективные занятия по абонементу «Пушкинский Лицей»
(2–3 кл.),
«Наш Пушкин» (3-4 кл.)
- совместные проекты «Четыре зимы Пушкина», «День памяти поэта»
Дорога от школы до Лицея занимает 20 минут, проходит по Садовой улице, вдоль Екатерининского парка, мимо ворот «Любезным моим сослуживцам», мимо Красных ворот и Эрмитажа. Каждое название звучит как музыка, гимн истории и архитектуры.
В процессе тематических экскурсий, учебных прогулок у детей постепенно складывается образ города, они пытаются постичь то «вечное», что составляет душу города, научиться любоваться и удивляться ему, осознавать, что они живут в исторических декорациях, окружённые красотой, которая воспитывает чувства и ответственность за судьбу и духовное возрождение Царского Села, своей малой Родины.
Значимое место в программе «Углублённое изучение пушкинского наследия в начальной школе» занимает наше сотрудничество с городским историческим клубом «София» по подготовке и участию в реконструкции пушкинского бала в интерьерах Запасного Дворца и залах Городской Ратуши Царского Села.
Изучение костюмов, манер, танцев, салонных игр пушкинской эпохи с последующим участием в самом действе, вызывает у детей мощный духовный порыв в познании Отечественной истории и культуры.
Тщательной серьёзной подготовки требуют тематические экскурсии по «Пушкинским местам»: Дом станционного смотрителя в Выре, Дом Арины Родионовны в Кобрино.
Вспоминая содержание наших пушкинских экскурсий, ребята с удовольствием рисуют портреты Пушкина, делают зарисовки своих представлений о друзьях Пушкина, дети учатся копировать авторские росчерки Пушкина и просто очень трепетно относиться ко всему, что связано с именем великого поэта.
Успешная самореализация учителя – это полноценное личностное становление его учеников. Понимая это, я активно привлекаю ребят для участия в научно-практических конференциях. Мы вместе выступали на конференции молодых учёных ЛГУ им. Пушкина «Пушкинское наследие в мировой массовой культуре» и в Пушкинском доме на межрегиональной телеконференции «Душою к Пушкину причастны».
Опытным педагогам известно, что ярким пятном в памяти ребенка, остаются коллективные творческие дела: спектакли, концертные программы. Когда класс, одержимый общей идеей, становится творческим союзом единомышленников.
Каждый мой класс – это театральный коллектив созданного нами детского театра.
Объем пушкинских произведений, изучаемых детьми, предоставил мне удивительную возможность реализовать себя не только в роли учителя, но и осуществить театральные постановки по написанным мною сценариям.
Каждый сценарий – это мой духовный разговор с поэтом. Процесс кропотливый и непрерывный, включающий в себя сбор исторической информации, чтение воспоминаний современников, открытие для себя новых произведений.
А вот как донести до ребенка всю сложность и многогранность пушкинской поэзии, как воплотить ее красоту и легкость на сцене?
Вовлекаю детей в активный творческий процесс поиска верной интонации, создаю такую атмосферу открытости, когда самое большое желание ребенка – это желание донести глубину понимания пушкинского слова, проявив свою индивидуальность.
Театральный коллектив нашего класса неоднократно становился дипломантом Международного фестиваля им. Брянцева.
Спектакль «Наш Пушкин» признан лучшим на фестивале художественного творчества жителей Царского Села.
Спектакль «Пушкинская Зима» удостоен диплома театрального фестиваля «Ликующая муза» за театральную педагогику и режиссуру.
Каждый выход юных артистов на сцену, каждое выученное и самобытно прочитанное стихотворение – это наше коллективное признание в любви к творчеству великого поэта.
Моим откровением стало создание документального фильма «Отечество нам Царское Село», снятого в интерьерах Екатерининского парка. В основу фильма легли стихи юных поэтов г. Пушкина и СПб, собранные в ходе многолетней исследовательской работы в школьных творческих мастерских. Фильм посвящён 300-летию Царского Села.
Все наши спектакли и фильмы для детей – достижения их личной успешности, реализации творческого потенциала, и конечно же, память об их яркой и насыщенной школьной жизни.
Творчество А. С. Пушкина становится для детей развивающей средой, благодаря которой происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенции.
Мы не стоим на месте, впереди новые проекты, сценарии, постановки. Но есть у меня заветная мечта, та эмоциональная точка, которая стала бы для моих учеников логическим завершением четырёхлетнего пути их познания пушкинского наследия. Это экскурсия в Пушкинские Горы, чтобы ребята могли своими глазами увидеть места, воспетые их любимым поэтом и поклониться ему. Я уверена, будет новый совместный проект «Царское Село – Михайловское». А пока мы будем дарить своим ученикам счастье творчества и взаимного духовного развития!
Какое высшее блаженство
Увидеть плод работ и мук!
Стремясь, все время к совершенству,
Трудясь, не покладая рук.
И верим мы, что не напрасно
Мы вместе думаем, творим.
Тем открываем мир прекрасный
Любимым малышам своим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Реферат знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....
Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с у...
Изучение сказок в полиэтническом классе в начальной школе
Проблемы детей-инофонов, возникающие при их обучении литературе в начальной школе, и способы их решения....
Особенности изучения сказок А.С. Пушкина в начальной школе
СодержаниеВведение………………………………………………………………………..31. Теоретические основы проблемы ведения диалога с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе……………………….51.1. Психолого – педагогические ос...
Положение о конкурсе творческих работ учащихся, посвященном Дню памяти А.С. Пушкина в начальной школе.
Положение о конкурсе творческих работ учащихся ,посвященном Дню памяти А.С. Пушкина.Это положение разработано для начальной школы (пролицея)....
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...