Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
статья по русскому языку по теме

Тихомирова Елена Ивановна

Реферат  знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistemnyy_podhod_k_izucheniyu_nepr.zip43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная  школа № 13

г.Ржева   Тверской области

Системный подход к изучению                                   непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

              Выполнила :        

                                           Тихомирова Елена Ивановна

                                            учитель начальных  классов

                                           

                                                                  2008 г

Содержание.

Введение. Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями - одна из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников.

  1. Программные списки слов для запоминания в начальной школе.
  2. Сущность принципа двусторонней дифференциации и его реализация в методике изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний.

I. Характеристика системы изучения непроверяемых написаний

    в начальной  школе.

1.Приемы, направленные на запоминание правописания слов и на         развитие речи учащихся.

2.Организация работы.

II. Формы работы по совершенствованию навыков написания слов с                    непроверяемыми написаниями в начальной школе.

III. Заключение. Результаты работы.

Литература

IV. Приложения.


Введение.

Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данной работы. Проблема усвоения слов с  непроверяемыми  и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения с такими словами приходится готовить практически к   каждому уроку. Задача данной работы – знакомство с системой изучения непроверяемых написаний, основанной на принципе двусторонней дифференциации, который предполагает  учет,  как специфики программы, так и особенностей учащихся. Для этого решались следующие задачи.

  • Проанализировать научно-методическую литературу по этому вопросу;
  • Пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям;
  • Выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков с помощью приемов обучения непроверяемых написаний;
  • Познакомиться с приемами и методами обучения непроверяемым написаниям, используемым в настоящее время в практике работы школы;
  • Подготовить и обосновать некоторые методические рекомендации по формированию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями и в начальной школе и в 4 классе в частности.

Говоря о системе, мы имеем в виду методическую интерпретацию данного понятия Т.Г. Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений». Следовательно, невозможно реализовать системный подход к изучению какого-либо учебного материала, не определив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, постепенное усложнение упражнений.

        Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе невозможно и без ответа на целый ряд частных вопросов:

  1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
  3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение с учетом этих особенностей?
  4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов

1. Программные списки слов для изучения в начальной школе.

1 группа.  Слова с непроверяемыми написаниями

Среди них есть слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).

2группа.   Слова, подчиняющиеся правилам, которые изучаются только в средней школе

Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть); во – вторых, к сложным  словам с соединительными гласными о или е (самолет, путешествие); в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу.; наречия  с приставками с и на и суффиксами – а и – о на конце: слева, справа, налево, направо); в-четвертых, к словам с гласными после шипящих в корне (желтый, черный , шофер).

3группа. Слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников.  

Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомо для учащихся начальной школы.

        Учителям необходимо знать перечисленные выше орфографические особенности групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, в процессе формирования у младших школьников умения дифференцировать (различать) орфограммы и графически их обозначать.

        Достаточно часто на уроках в начальной школе  слова из программных списков называют словарными. Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова», так как не названа сама орфограмма. Следовательно, о необходимости  запоминать написание подобных слов ребенок узнает только из дополнительных пояснений учителя, но не из названия «словарные».

        Некоторые учителя, говоря с учениками о непроверяемых написаниях, имеют ввиду только непроверяемые безударные гласные, забывая, видимо, о других вариантах данной орфограммы.

        Учитывая вышесказанное, можно рекомендовать учителям  по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно добавлять и использовать для дифференциации (различения) орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:

Непроверяемые написания в корне

Непровер. безуд. гласн.

в корне

Непроверяем. согл. в корне

ворона

Зв. и глух.

Непроизн.

двойные

вокзал

лестница

класс

При таком подходе учащийся, объясняя правописание слова чувство, может сказать следующее: «В этом слове есть буква, обозначающая непроизносимый согласный. Эту букву нельзя проверить».

        Организуя усвоение слов из второй группы, учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже. Некоторые из этих слов можно проверить( например, слова желтый и черный), хотя способ их проверки учащиеся еще просто не знают. Поэтому правописание слов из второй группы лучше комментировать так :«В слове самолет букву о нужно запомнить». А учителю следует избегать по отношению к данным словам вопроса: «Какие орфограммы в этом слове?»  Понятно, что подобный вопрос может спровоцировать неверный ответ.

        Совершенно правильно поступают учителя, информирующие своих учеников о возможности проверки слов из 3 группы. Конечно, конкретное проверочное слово может подсказать сам учитель. Но при орфографическом разборе ученики не должны называть букву и в слове лисица и букву д в слове праздник непроверяемыми. Бесспорным является лишь тот факт ,что правописание данных слов, как и слов из 1-й и 2-й групп, учащиеся могут усваивать и при помощи запоминания.. Именно поэтому при разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким общим способом усвоения является запоминание  орфографического  облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся.

2. Сущность принципа двусторонней дифференциации и его реализация в методике изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний.

        П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В числе этих проблем можно назвать следующие:

- о сочетании различных видов восприятий при закреплении слов;

- о силе первичного восприятия графического образа слова;

- о количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;

- о необходимости определения количества и системы тренировочных упражнений на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.

        Не со всеми способами решения этих проблем можно согласиться, но важность поставленных автором вопросов очевидна. Поэтому все они учтены при разработке системы изучения непроверяемых написаний в начальной школе.

        Формулировка последней (4-й)проблемы связана  с идеей двусторонней дифференциации. Речь, по сути, идет об учете индивидуальных и типических особенностей учащихся в процессе усвоения конкретных орфограмм. По мнению П.П. Иванова, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. Он пишет: «Нам известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования, степень ее развития даже у учащихся одного возраста не одинаковая. Типы памяти тоже не у всех детей одинаковы,… Поэтому учитель в процессе обучения детей орфографии должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти – с другой».

        Для успешной реализации этой идеи необходимо, в первую очередь, располагать информацией  об объеме и главном типе памяти учащихся конкретного класса. Получить такую информацию учитель  может при помощи несложного теста. Учащимся предлагается запомнить постепенно увеличивающиеся ряды цифр (минимальное количество цифр в ряду4, максимальное 12), используя различные типы запоминания: зрительный (без проговаривания), моторный (с обязательным негромким проговариванием), слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия).

         Одновременно можно обследовать половину класса, так как учащиеся должны сидеть по одному за партой. Наборы цифр для проверки зрительной  и моторной памяти могут быть написаны на доске, но учащиеся должны видеть только тот ряд, который запоминают в данный момент (остальные ряды нужно закрыть). (Ход работы смотри в приложении с. 23-25)

        Важность полученной об учащихся информации очевидна (ее можно использовать не только в процессе обучения русскому языку), поэтому результаты тестирования целесообразно довести до учащихся и их родителей. Но чтобы, как рекомендовал П.П. Иванов, «способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти», необходимо научить школьников опираться на него при запоминании правописания слов.

        Учитель может предложить следующие приемы запоминания:

        -проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

        -молча посмотреть на слова, прочитать их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

        -проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

        Обследование показало, что у большинства учащихся преобладает моторная память, поэтому они могут использовать первый способ запоминания. Фактически данный способ предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает). Вероятно,по этой причине многие учащиеся лучше запоминают информацию именно этим способом. Но кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи при проговаривании) могут в том или ином виде иметь место и при запоминании вторым или третьим способом.

        После демонстрации вышеназванных способов учитель должен обязательно напоминать учащимся о необходимости их применения при запоминании написания слов.

I.Характеристика системы изучения непроверяемых написаний в начальных классах.

        Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, параграфы или разделы пособий и целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Например, Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний; П.П. Иванов (помимо разработки уже перечисленных вопросов) уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными; Н.С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку (например, по начальной букве о, отец, обед, орех), подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие; В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие  мышления и речи учащихся; В.В. Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными  В.В. Ераткина считает следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление «противоположных» орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.

        Все названные приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе.

        К числу наименее разработанных следует отнести вопросы о последовательности (этапности) изучения непроверяемых написаний. Именно поэтому можно утверждать, что ни в одном из известных методических пособий не представлена система изучения слов с данными орфограммами, а учителю, как нам представляется, достаточно сложно справиться с созданием такой системы.

1.Приемы, направленные на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся.

        Несмотря на большое разнообразие приемов, предлагаемых методистами и учителями, отсутствует их разграничение по доминирующей (преобладающей) направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точки зрения все приемы можно разделить условно на три группы.

        1группа - приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т.д.);

         2группа  - приемы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.);

        3группа - приемы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т.д.).

        Специфику приемов следует учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми написаниями. Целесообразно выделить следующие этапы системы:

    1 ЭТАП.          Первичное восприятие группы слов.

Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.

Этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее

важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной.

        

2 ЭТАП.  Закрепление правописания группы слов.

Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

        Детальное описание системы работы не представляется возможным без разъяснения некоторых важных вопросов.

        В разных источниках по-разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распределение по времени. Как уже отмечалось, объем кратковременной памяти человека равен 7+ - 2. При определении оптимального количества слов для первичного восприятия нужно ориентироваться на нижнюю границу нормы (5), поэтому все слова из программных списков были разделены на группы, состоящие, в основном, из пяти слов.

        Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить, во-первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение одной-двух недель; во-вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, то есть включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.

         

2.Организация работы.

        Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу написать без ошибок. Такое замечание учителя необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее учитель или ученик читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. После чтения учащиеся под руководством учителя производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм (например, в слове народ букву « а» надо запомнить, а букву д можно проверить). Затем следует в течение 30-60 секунд  запоминание с опорой на главный тип памяти. После запоминания слова на доске закрываются, и учащиеся записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.

        Особенно тщательно проводится проверка  по вновь открытой записи на доске с обязательным послоговым (орфографическим) проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной и вертикальной чертой каждый проверенный слог (например, на род или на/род).

        После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить свое удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики самостоятельно нашли и исправили свои ошибки уже в первый день знакомства с новой группой слов.

        Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

  1. орфоэпическое чтение слов вслух, записанных на доске;
  2. краткий орфографический разбор;
  3. запоминание с опорой на главный тип памяти;
  4. запись под диктовку (при закрытых словах);
  5. орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.    Длительность работы (1-2недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запланированных на этот период. Если в течение одной учебной недели часть уроков должна быть посвящена каким-либо письменным работам (изложениям, сочинениям, диктантам) или работе над ошибками, то изучение одной группы слов с непроверяемыми написаниями может продолжаться в общей сложности 1,5-2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество повторных встреч.

При отборе приемов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приемы  1-й группы (направленные на запоминание правописания слов), затем –приемы   3-й группы (направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять приемы 2-й группы (направленные в большей мере на развитие речи учащихся).

        Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение 5 уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено примерно 3-5 минут. На уроке №1 происходит первичное восприятие группы слов, на уроке №5 – проверка усвоения правописания данных слов. Проведение упражнений по закреплению предполагается на уроках №2,3,4.

        Для более эффективной организации работы на этапе закрепления (на уроках 2,3,4) учитель может применять тетради на печатной основе

« Словарные слова» для 3 и 4 классов.( Авторы: О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. ООО «Издательство Астрель» 2002г.) Известно, что пособия на печатной основе способствуют рационализации труда учителя и учащихся: учитель может не заботиться о размножении дидактического материала и способах его предъявления, а учащиеся могут не списывать языковой материал, так как все задания выполняются прямо в пособии  в краткой письменной или графической форме. Таким образом, рабочая тетрадь позволяет сэкономить учебное время, выделяемое на каждом уроке для работы со словами из программных списков.

        Урок №5, как уже отмечалось, посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному (лучше слабому) ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради.

        Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов еще не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.

        Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во 2 классе это 8-10 слов, в 3 классе -10-12 слов, в 4 классе-12-15 слов. Следовательно, во 2 и в 3 классах контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 3 недели.

     II.Формы работы по совершенствованию навыков         написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе.

        Одной из причин, затрудняющих усвоение «словарных слов», является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

        Первым шагом в этой работе является введение этого слова.- Этап первичного восприятия. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

        1.Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимся;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»)

 г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Дети определяют, какое слово они будут изучать.

Затем учащиеся начинают работать над «слуховым образом слов».

        2.Работа над слуховым образом слов.

В школьной практике распространен следующий способ подачи «словарного слова». Сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово». Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д. Такой порядок неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Учащиеся проговаривают слово хором, а затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте  учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для  гласных и согласных: для первых положение – без ударения, для вторых, положение в конце слова и перед другими согласными),то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в слове «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится более осознанным.

        3.Запись слова с «окошком»

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном» Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие : вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности».- например, точка: «б.реза». После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. как оно написано. Специфическая форма записи слова с пропуском  «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к ее решению».

        Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой : «б.реза». Этот прием не равноценен приему записи слова с «окошком» самим учеником, т.к. школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно. После того, как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке, либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице. Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования.

        4.Работа над зрительным образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями; во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова  на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

        При работе над так называемыми «словарными» словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика  слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

        Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести  стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые вызывают определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например:  морковь, помидор… С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например, орех (орех круглой формы), Ракета (ракета в виде буквы А)…

        5. Этимологическая справка

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «малина»- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина»- образовано от слова «малый»-«маленький». «Малина»-«малый»-состоящая из маленьких частей. Однако не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.

        В 1 классе целесообразно использовать этимологические справки в работе  лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.

        Словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами. Как объяснить младшим школьникам значение слова? При ответе на этот вопрос  невольно вспоминаются слова К. Паустовского. Размышляя о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к природе, он писал: «Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов, ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову».

        Для осознания значения слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Подбор таких текстов поможет учителю не только провести анализ лексического значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика, дает верное представление о предмете окружающей действительности, обогатит память ребенка  образцом художественного текста, будет способствовать воссоздающему творческому воображению. Вот несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения.

        - Расскажи дома о том,что ты узнал о значении слова;

        -Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет;

        -Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить медведя таким, какой он есть в жизни;

        -Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова «пенал» человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?

        -Вспомни значение слова «береза» и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.

        -Составь кроссворд на тему «Растения»

Работа над словом предполагает «количественное» и «качественное» обогащение и активизацию словаря учащихся. Так, при изучении любого слова учитель может создать у детей первое представление о лексико-семантической парадигме, образующей семантическое поле изучаемого слова. Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по русскому языку.

        Например, при разборе слова «мороз» определяются его связи по значению и сочетаемость слова с другими словами.

Родовидовые связи: 1) мороз-холод;

                                    2) мороз-холодная зимняя погода;

 Родственные связи:  мороз, морозец,морозный

Синонимические связи: мороз, холод, стужа;

Антонимические связи: мороз-жара, мороз-зной;

Сочетаемость слов: Сильные, жестокие, лютые морозы.

Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.

На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять.

Фразеологические сочетания: Мороз по коже (по спине).

Таким образом,  работа по изучению непроверяемых и труднопроверяемых  слов должна проходить в определенной системе. Этапы работы сохраняются, а приемы меняются в зависимости от класса.

1этап. Первичное восприятие группы слов.

Урок 1.Знакомство.

1.Орфоэпический разбор, определение трудного места.

2.Краткий орфографический разбор, запись слова с «окошком». Решение орфографической задачи. Работа над зрительным образом слова.

3.Запоминание с опорой  на главный вид памяти (30-60 сек.)

4.Запись под диктовку (при закрытых словах);

5.Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием, можно с делением на слоги.

2этап.  Закрепление правописания группы слов.

Урок 2. История происхождения.

        Фонетический разбор (во 2,3,4 кл)

        Работа над зрительным образом слова.

Урок 3. Подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, синонимы, антонимы, запись слов на букву, на тему; и др.

Урок 4. Составить предложения, рассказ. Запись пословицы, поговорки, оборота. Работа с текстом.

Урок 5. Проверка усвоения написания.

Словарный диктант в 4 кл.проводится 1раз в 3 недели.(12-15 слов)

Во 2; 3 классе 1 раз в 2 недели (2 кл-8-10 слов)

                                                     (3 кл.-10-12 слов)            

        

        

        

III.Заключение. Результаты работы.

Подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний (распределение слов на группы, работа над каждой группой  в течение определенного времени, обязательный учет ошибок) делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Это означает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий. Эффективность системы подтверждается  результатами словарных диктантов:  средний % качества написания словарных диктантов выше в 3 классе по сравнению со 2 классом.

( Таблица« Результаты словарных диктантов уч-ся 2, 3 классов.

% качества» в приложении с.23).

Такие результаты оказались возможными за счет соблюдения комплекса методических условий:

1.Учет индивидуальных и общих (типических) особенностей памяти с целью рационализации процесса запоминания слов с непроверяемыми написаниями (опора на главный тип памяти при запоминании на этапе первичного восприятия; установление оптимального объема запоминаемого материала; определение необходимого количества повторныхвосприятий).

2.Учет специфики данной орфограммы в процессе отбора приемов работы на этапе закрепления.

Литература.

1.Канакина В.П. Работа над трудными словами в нач. классах. - М.,1991г

2.Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.

Методика обучения русскому языку в нач.классах.- М.,1987г

3.Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний.// Русский язык в школе.-1989, №3.

4.Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в нач.школе.- СПб.,2001г

5.Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.// Начальная школа. 2002г. №7.

 

IV.Приложения.

1.  Тест на выявление объема и типа памяти.

Примерные наборы цифр.

ЗРИТЕЛЬНАЯ                        МОТОРНАЯ                            СЛУХОВАЯ

5239                                            5672                                           0426

89 765                                         98 761                                        12 785

224 896                                       675 413                                      651 801

1 267 412                                    7 841 095                                   7 082 409

98 615 437                                  12 435 961                                 08 761 432

146 769 543                                985 241 672                               865 218 355

5 649 082 451                             1 864 460 902                            1 642 507 118

24 167 549 067                           06 748 117 620                          37 470 837 502

034 427 994 410                         036 777 312 064                        760 845 267 114

Время  предъявления каждого ряда цифр – от 4-х до 12-ти секунд (по одной секунде на цифру). Школьники записывают те цифры, которые удалось запомнить.

        Для учащихся предлагается инструкция:

- Сегодня мы узнаем, как вам лучше, удобнее запомнить информацию: глазами (зрительно), с помощью проговаривания или на слух, то есть какой у каждого из вас главный тип памяти.

        Вы будете запоминать ряды цифр, которые написаны на доске. Я буду объяснять вам, как нужно запоминать, и давать время на запоминание. Начинать писать можно только по моей команде. Если вы не можете вспомнить цифры в каком-либо ряду, то должны подождать, пока закончат все остальные.

        Первый набор цифр вы должны запомнить только глазами. Проговаривать цифры даже шепотом (шевелить губами) нельзя. Запоминаем первый ряд (открывается первый ряд цифр, пауза – примерно 4 секунды). Пишите.

        - Чтобы запомнить цифры из второго набора, вы должны читать их глазами и обязательно негромко проговаривать. Я буду напоминать вам об этом. ( Далее - тоже самое).

        - Третий набор цифр вы будете запоминать на слух. Я буду медленно читать по одному ряду цифр, а вы будете писать по моей команде. Первый ряд: 0…4…2…6. Пишите! (и так далее).

 

Обработка результатов.

        

        Результаты данного тестирования содержат информацию об объеме кратковременной памяти и преобладающем типе запоминания (главном типе памяти) каждого ребенка. По мнению психологов, объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7+, - 2.

        Для определения объема кратковременной памяти и главного типа памяти за основу берется последний ряд цифр, который воспроизведен учащимися полностью и безошибочно. Например, ученик запомнил зрительно 2 ряда (в последнем ряду 5 цифр), с помощью проговаривания запомнил 4 ряда (в последнем ряду 7 цифр), а на слух – только 1-й ряд (4 цифры). Результаты обследования ученика выглядят следующим образом:

Фамилия, имя

Типы памяти

1.

Петров Сергей

зрительная

моторная

Слуховая

5

7

4

Вывод: У Петрова Сергея преобладает моторный тип запоминания. Объем по зрительному и моторному типу памяти – в пределах нормы, по слуховому типу – чуть ниже.

        

2. Упражнения для закрепления группы слов в 4 классе.

Вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди

В начале учебного года была проведена диагностика памяти, которая показала, что у большинства учащихся преобладает моторная память (см. в приложении с. 20), что позволило использовать 1-й прием запоминания. Этот способ запоминания предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются), слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).

День первый. Урок 1.  Первичное восприятие групп слов.

1.Знакомство, орфоэпический разбор, определение «опасного» места.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словами, написание которых необходимо запомнить.

Попробуйте заменить одним словом:

А) Место для ожидания пассажиров (вокзал)

Произнесем это слово орфоэпически, где может быть опасное место, почему?

Запишем это слово с окошком в.кзал. Можно ли проверить, если это безударная гласная? Какая это орфограмма? Как вы думаете, какая буква должна быть? (показ карточки)

Учитель вставляет пропущенную букву. (аналогичная работа с другими словами).

Б) Игра с мячом руками (волейбол)

В) Седьмой день недели (воскресенье)

Г) Сторона горизонта, где восходит солнце (восток)

Д) Стоять в начале (впереди)

2.Краткий орфографический разбор, решение орфографической задачи.

Вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди

3.Запоминание с опорой на главный тип памяти.

Ребята, сейчас постарайтесь запомнить написание этих слов. Проговорите их вслух негромко по слогам. Затем слова закрываются.

4.Запись под диктовку (при закрытых словах)

Сейчас я буду эти слова диктовать, ваша задача – написать их без ошибок.

5.Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным проговариванием).

Карточки  помещаются на стенд.

День второй. Урок 2.История происхождения.

Фонетический разбор.

1).Запись слов в орфографический словарик. Учитель произносит орфоэпически, дети – орфографически и записывают в словарик. (показ карточек)

2).Вокзал- из англ.яз.300 лет назад в Лондоне некая предприимчивая особа по имени Джейн Во, превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его «Вокехолл» т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть концертный зал на железнодорожной станции. Наконец, превратившись в «вокзал», слово это в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта (автовокзал, аэровокзал, речной вокзал)

Волейбол - англ., игра в мяч руками «бол»- мяч

Восток - изначально восток – «место восхода  солнца»

Воскресенье - от глагола «воскреснуть» считается, что на седьмой день недели  воскрес Иисус Христос..

Впереди - русское слово. Образовано путем слияния предлога в  с  существительным перед- передняя часть

Фонетический разбор слова «восток»

День третий. Урок 3.

Запись синонимов, антонимов, словосочетаний

        Восток – запад, впереди – сзади,

        Речной вокзал

        Играть в волейбол

        Веселое воскресенье

День четвертый. Урок 4.

Составление предложений, запись пословицы, поговорки, оборота.

Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин)

В субботу на работу, в воскресенье на веселье (пословица)

Дней много, а все впереди.

А со словом «вокзал» и «волейбол» ученики сами придумывают предложения.

День пятый. Урок 5.

Проверка усвоения.

Слова диктуются либо всему классу, либо одному ученику (лучше слабому), который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написание слов на доске и у себя в тетради.

Контрольные диктанты провожу по мере накопления определенного количества слов. В 4 классе это 15 слов. Проверку можно проводить с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего анализа и учета ошибок.

Если в результате такого анализа выясняется, что написание некоторых слов еще не усвоено, то корректируется состав последующих групп или продлевается этап закрепления группы в целом.

 Оборудование уроков при работе с непроверяемыми и труднопроверяемыми словами.

1.Карточки со словами.

2.Папка со словами по группам.

3. Индивидуальные «словарики».

4.Толковый, орфографический словари.

3.Таблица.

   РЕЗУЛЬТАТЫ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ УЧ-СЯ 2,3 КЛАССОВ.

    ПРОЦЕНТ КАЧЕСТВА.

 

                      2 КЛАСС 2006-2007 уч.г.

9.10         91%

20.11       83%

18.12       85%

5. 02        78%

12.03       77%

12.05       91%

Средний процент качества: 84%

 

                  3 КЛАСС 2007-2008 уч.г.

18.10       73%

18.12       100%

21.01        91%

20.02        100%

14.04        100%

5.05          82%

Средний процент качества: 91%

4.КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ даёт представление о том, как проводится работа со словами с непроверяемыми написаниями

( календарь, облако, природа, варежки) на этапе повторения.

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС                                                       16 .12.08 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ТЕМЕ: « ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ».

.    УЧИТЕЛЬ: ТИХОМИРОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА       МОУ-СОШ№13 г. РЖЕВ.

ЦЕЛИ:

   -обучающие: обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных, развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; повторение написания слов с непроверяемыми написаниями;

-развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

-воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, презентация, дидактический материал.

                                                         ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ.

(слайд1)  Вот звонок нам дал сигнал:

                  Поработать час настал.

                  Так что время не теряем

                  И работать начинаем.

2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

  (слайд2)    Посмотрите на экран. Что это такое? ( окончания)

                      Что можно сказать об этих окончаниях? (падежные окончания имён прилагательных)

                      -Итак, тема нашего урока: «ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ».

ЦЕЛИ УРОКА: 1) вспомнить всё, что мы знаем об имени прилагательном;

(слайды 3,4)   2) уметь писать падежные окончания имён прилагательных, определять род и падеж;

3.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Скоро праздник Новый Год и мы с вами совершим путешествие в лес за ёлкой. Какой же Новый Год

  без ёлки? Зимой в лесу много снега. Какой вид транспорта выберем? (санки)   (слайд 5)

   Наши сани едут сами, но они у нас с секретом, поедут только в том случае, если вы выполните задание.(  на доске слова записаны на карточках )

                                                                                       Справочное бюро:

клндрь                                                                             зимний

блк                                                                                    тёплый

пррд                                                                                 настольный

вржк                                                                              снежный  

Посмотрите на доску. Из слов вылетели  гласные  буквы. Нужно их вставить и записать слова в столбик, отступив место в тетради от самого начала. Есть какие-либо затруднения?

Проверка. Укого нет ошибок?

 - Что общего у этих слов? ( имена сущ., слова с непроверяемыми написаниями)

календарь

облако

природа

варежки    

Молодцы, наши сани тронулись в путь и несут нас прямо в зимний лес. Давайте полюбуемся его красотой. ( слайды 6,7,8,9)

4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

   1) ПОДБОР И ЗАПИСЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.  ( слайд 10)

-А сейчас мы сделаем маленькую остановку. Посмотрите на слова из справочного бюро. Что о них можно сказать? ( Эти прилагательные стоят в начальной форме).

Подберите к данным существительным прилагательные. На что необходимо обратить внимание?

( На окончания прилагательных. Если они не подходят, записываем свои.)

Запишите их слева, надпишите род, выделите окончания. ( Перед этим дети работают на доске по цепочке, а затем записывают слова в тетрадь.)

                 М.р.

настольный календарь

                  Ср.р.

снежное  облако

                  Ж.р.

зимняя природа

                 Мн.ч.

 тёплые варежки

ОБОБЩЕНИЕ. Что  у нас получилось? ( словосочетания) Какая связь в этих словосочетаниях?(согласование). Что согласуется и в чём? (прилагательное с сущ. в роде, числе и падеже).

А теперь давайте отдохнём.

                                                                ФИЗМИНУТКА.

Солнце землю греет слабо.( руки вверх-вниз)

По ночам трещит мороз.(наклоны в стороны, руки на пояс)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

Вьюга злится , снег кружится,(дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

2) СКЛОНЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ГРУППАМ.

Отдохнули и за дело. Сейчас нам нужно разделиться на 4 группы и просклонять данные словосочетания. Каждая группа работает со своим родом и делает вывод о  склонении прилагательных в данном роде и числе. Не забудьте выделить окончания в вопросах и в прилагательных.

1 группа М.Р.         НАСТОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

2ГРУППА СР.Р.       СНЕЖНОЕ ОБЛАКО

3 ГРУППА Ж.Р.       ЗИМНЯЯ ПРИРОДА

4 ГРУППА МН.Ч.     ТЁПЛЫЕ ВАРЕЖКИ 

( работа в тетрадях по группам)

                                    М.Р.                                                                                  СР.Р.

Ип.какой?      настольный календарь                                           какое? снежное облако

Р.п.какого?     настольного календаря                                         какого? снежного облака

Д.п. какому?   настольному календарю                                      какому? снежному облаку

В.п. какой?      настольный календарь                                          какое? снежное облако

Т.п. каким?      настольным календарём                                       каким? снежным облаком

П. п. о каком? о настольном календаре                                      о каком? о снежном облаке

                   Ж.Р.                                                                                        МН.Ч.

И.п. какая? зимняя природа                                                  какие? тёплые варежки

Р.п. какой? зимней природы                                                каких?  тёплых варежек

Д.п. какой? зимней природе                                                каким? тёплым варежкам

В.п. какую? зимнюю природу                                              какие? тёплые варежки

Т.п.  какой? зимней природой                                             какими? тёплыми варежками

П.п. о какой? о зимней природе                                         о каких? о тёплых варежках

ВЫВОД: В  м.р.   и  ср.р.  вопросы и окончания прил. одинаковы, кроме И. и В. падежей.

                В ж.р. во всех падежах одинаковый вопрос-какой?, кроме И. и В. падежей.

                Во мн.ч. похожи только И. и В. падежи- какие?  ( слайд 11)

А как быть , если вы не помните вопрос и окончание прилагательного в данном падеже?

( Задать вопрос от имени существительного.)

3) ПРИДУМЫВАНИЕ И РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Наше путешествие продолжается. Посмотрите как красиво в лесу!( слайды 12,13,14)

Давайте придумаем предложение со словосочетанием « зимняя природа» и выполним синтаксический разбор.( на доске и в тетрадях)

п.    сущ.     мест.          глаг.                     прил.              сущ.

В     ЛЕСУ    МЫ        ЛЮБОВАЛИСЬ    ЗИМНЕЙ    ПРИРОДОЙ.

ВЫВОД: Каким членом предложения бывает прилагательное? ( определением)

                                                   

                                                ФИЗМИНУТКА.

А теперь ,ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели и за дело.

4) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ, РОДА И ПАДЕЖА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

( СЛАЙДЫ 15,16)

На лесной полянке нас встречает снеговик и предлагает задание. Делимся на 2 группы. Первая группа выполняет задание с экрана, 2группа получает задание на карточке. Списать словосочетания, дописать окончания прилагательных, определить

род и падеж.

1 группа                                                                2 группа

в елов… лесу                                        зимний (лес, солнце, дни, погода)

на зимн… одежду                                запишите словосочетания:

от рыхл…. снега                                    м.р. в Р.п. ………………..

ранн….  утром                                       ж.р. в П.п. ………………….

тонк…. ветками                                    ср.р. в Д.п. …………………

на высок…ёлке                                      мн.ч. в В.,Т.п. …………….

Проверка . 1 ГРУППА по цепочке, 2 группа в индивидуальном порядке.

1группа                                                                        2 группа

в еловом лесу м.р.,П.п.                                            зимнего леса

на зимнюю одежду  ж.р., В.п.                                 о зимней погоде

от рыхлого снега      м.р.,Р.п.                                   зимнему солнцу

ранним утром          ср.р.,Т.п.                                    зимние дни

тонкими ветками   мн.ч.,Т.п.                                    зимними днями

на высокой ёлке     ж.р.,П.п.

ВЫВОД: Что нужно сделать , чтобы определить окончание прилагательного и узнать  в каком роде и падеже оно стоит?

5) ОБОБЩЕНИЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

Молодцы. Хорошо поработали. Мы справились с заданием снеговика и отправляемся дальше. А вот и наша красавица-ель.( слайд 17).

А снежинки на ней не простые ,а с вопросами.( слайд 18)

Имя прилагательное это-…

Обозначает…

Отвечает на вопросы…

Изменяется по …

Согласуется с…. В ….

Чтобы  правильно написать окончание прилагательного нужно…

В предложении бывает…

Итак, мы закрепили и повторили всё, что мы знаем об имени прилагательном.

( слайд 19)Посмотрите какая красивая ель! Жалко её губить. Давайте мы лучше в школе поставим искусственную ёлку, а наша красавица пусть растёт на радость лесным жителям. Если так будут делать все, сколько ёлочек можно спасти и сохранить природу. А нам пора домой ,кажется вьюга начинается ( слайды 20, 21)

6) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. ( СЛАЙД 21- БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ)

- Ребята, смотрите, кто это? ( благородный олень)

Возьмите карточку. Прочитайте текст об олене. Что нужно дописать? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

Работа в карточках.

Пришла………зима. Притих ……….лес, насторожился.   ………. Скатертью покрылись поляны. На деревьях и кустах лежит ……..иней. Тяжело приходится в ………лесу

благородному оленю. Трудно бродить в поисках пищи по…….. снегу. Питается он …..

веточками деревьев. Олень прислушивается к ………. звуку. Вот упала с ……ели

…….шапка снега. Наступает ….. тишина.

Проверка.

- А теперь мы возвращаемся домой.( СЛАЙДЫ 22,23,24)

5.ИТОГ УРОКА. Вот , ребята, закончилось наше путешествие. Что мы повторили и закрепили?

6. д/з.      Урок окончен.

Литература.

1.Канакина В.П. Работа над трудными словами в нач. классах. - М.,1991г

2.Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.

Методика обучения русскому языку в нач.классах.- М.,1987г

3.Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний.// Русский язык в школе.-1989, №3.

4.Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в нач.школе.- СПб.,2001г

5.Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.// Начальная школа. 2002г. №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...

Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе

         Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия д...

Изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов

Из опыта работы учителя МБОУ"Песчанинская НОШ".Выступление на августовском семинаре учителей начальных классов....

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний

Методическая копилка "Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе"...

Методические подходы к изучению звуковой системы русского языка в начальной школе

Перед начальной школой стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями и умениями, чтобы дальнейшее обучение не доставляло трудностей. Без фонетики невоз...