Система оценивания (статья)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Особенности оценивания по ФГОС.
Коровина Е.А.,
учитель начальных классов
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24".
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Для того, чтобы ученик мог в дальнейшем обоснованно согласиться или не согласиться с выставленной ему отметкой, мы уже сейчас в 1 классе готовим детей к этому: учим их оценивать свою работу, свои действия, свои поступки. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
Сначала дети обозначали своё настроение. Давала возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день).
Затем стали учиться сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Далее устанавливаем порядок оценки своей работы. К вопросам "Какое было задание?" и "Удалось выполнить задание?" добавляем «Правильно или ошибкой?» и «Сам или с чьей-то помощью?». При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
Следующий шаг. Учимся признавать свои ошибки и свою неудачу. Я предлагаю ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике закрашивается не полностью или может быть совсем пустым.
Этот этап дается трудновато. В моем классе есть дети, которые видят свою ошибку, но не отражают это в значке самооценки. У этих детей самооценка неадекватно завышена. Это связано с проблемами становления личности ребёнка в младшем школьном возрасте, т.к. принятие своей ошибки в выполненном задании вынуждает ребенка изменить свою самооценку на более низкую и перестроить свой Образ – Я. Для многих это очень тяжело ещё и потому, что такая перестройка связана с изменением образа-Я в глазах значимых взрослых (родителей, учителя, одноклассников). Вот такие дети требуют дополнительной психологической помощи профессионала – психолога.
В 1 полугодии обучение «Алгоритму самооценивания» отнимало много времени на уроке. Однако, когда этот алгоритм освоен всеми учениками, его использование не занимает много времени и значительно повышает эффективность работы учеников.
Оценивать дети могут как отдельно выполненные самостоятельно задания на уроке, так и работу на уроке в целом, а так же весь свой рабочий день. Я стараюсь проводить эту работу 1 – 2 раза в течении урока и обязательно в конце урока в рамках рефлексии.
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Портфолио ученика начальной школы представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: страницы – разделители с названиями разделов: «Кто я и чего хочу», «Чему я научился на всех предметах», «Чему я научился на разных предметах», «Достижения вне учебы», «Правила ведения Портфеля и оценки его материалов». В эти разделы вкладываются сами работы входных и выходных диагностик и их систематизированные результаты, материалы каждодневных наблюдений педагогов за овладением обучающимся УУД, самооценка ученика, фото и видео материалы, творческие работы и т.д. Многие таблицы есть в Дневнике.
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Есть страницы, которые заполняет ученик самостоятельно, страницы, которые заполняются вместе с родителями. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию ученика, за тематические проверочные работы – обязательно.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности: необходимый уровень (базовый), повышенный уровень (программный), максимальный уровень (НЕ обязательный).
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов. Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
С чем же мы будем выпускать ученика начальной школы в среднюю школу?
Не с характеристикой, а с комплексной накопленной оценкой– это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы следующего листа-опросника:
Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика________
1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах?
2. Каковы метапредметные результаты?
3. Каковы предметные результаты?
Система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде. Она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. Все эти проблемы у нас начнутся на следующий год.
Литература.
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.-215с.- ( Стандарты второго поколения).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Рос. Федерации .- М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»
эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...
Статья "Система оценивания в начальной школе в рамках ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершен...
Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
Это можно использовать учителю в работе....
Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"
1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выраж...
Статья "Система оценивания в условиях ФГОС
О системах оценивания учащихся в начальных классах пв условиях ФГОС...
Статья "Система оценивания на уроках технологии"
Контроль и оценкарезультатов обучения являются важной составной частью целостного педагогического процесса. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности учитель ...
Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...
Комментарии
Система оценивания (статья)
Система оценивания (статья)