Статья "Система оценивания в начальной школе в рамках ФГОС"
статья (2 класс) на тему
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю. Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов. В своей работе я предлагаю выбрать те приемы оценивания и контроля , которая бы помогла бы не только учителю , но и родителям .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abisova_n.m.sistema_otsenivaniya.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Система контроля и оценивания на уроках математики и русского языка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
С 2010 учебного года мой класс начал работу по ФГОС и сразу же передо мной встала проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В своей работе я придерживаюсь следующих психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой
Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
-являться неотъемлемой частью учебной деятельности;
-стать для ребёнка осмысленным действием;
-направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
-проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний
В соответствии с этими требованиями система оценивания направлена на получение следующих результатов:
-У обучащихся:
- Умение:контролировать процесс и результаты своей деятельности
- адекватно воспринимать оценки и отметки;
- различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка
Учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,
o умеют ли дети работать индивидуально, совместно.
Рассмотрим подробнее приёмы, которые я использую в своей работе для достижения поставленных результатов:
- С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.
«Эмоциональный светофор»
Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.
У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: « Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи», красной – «Я справился».
На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
- Работа с эталонами (точный образец). Начинается уже в период обучения грамоте.
Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока математики по теме «Вспоминаем, повторяем ».
Задание №2 Какие линии можно назвать ломаными? Какие- кривыми? Какие –замкнутые? Какие – незамкнутые?
Данное задание даёт возможность учителю проверить наглядные представления учащихся о линиях.
Обучающиеся по цвету определяют ту или иную линию, называют её , объясняя к какой группе она относится.
В теме «Многоугольники» задание №6 Найди многоугольник на рис. К заданию1, назови его.
Данное задание можно отнести к мини-исследованию., позволяет увидеть учителю умение ребёнка классифицировать фигуры, выделять нужное.
Со временем работа с эталонами становится более разнообразной.
На уроках математики, русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например: карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.
помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
- На устном текущем контроле предлагаю алгоритмы самооценки:
Вариант 1
-Что ты узнал на уроке?
-Чему научился?
-За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-Какие задания тебе понравились?
-Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Вариант 2
1. Какое умение развивали при выполнении задания?
2. Каков был уровень задания?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Вариант 3(Самооценка творческого дела):
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
(Конечно, эти приёмы и виды деятельности, занимают много времени на уроке, но это компенсируется более сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.)
Кто из учителей не встречался с проблемой «глупых» ошибок? Причиной таких ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, может не допустить ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.
6.На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
3-ий способ : За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.(формирую желание к самопознанию и ответственность за свои знания)
В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.
7. Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:
Критерии оценки «устный ответ»:
1. Правильность ответа
2. Его полнота.
3. Наличие примеров.
8. «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
9. Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.
Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный год. Начинаю с себя : изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций и далее, планируя каждый урок, прописываю какое задание учебника формирует умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и оформления.
Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.
Хочется отметить, что в программе «Планета Знаний», по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих успешному выполнению заданий.
Система контроля и оценивания направлена на качественный результат. Проводя диагностики уровня обученности прослеживается положительная динамика.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
• Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
• Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
• Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
• Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)
В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
здороьесберегающие технологии в начальной школе в рамках ФГОС
Данная презентация содержит материал по опыту работы по ЗОТ в рамках работы начальной школы по ФГОС...
Программа духовно-нравственного развития в начальной школе в рамках ФГОС
Данная программа посвящена работе по духовно-нравственному развитию в начальной школе в рамках ФГОС....
Открытое занятие в рамках семинара "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС" по LEGO-конструированию в 1 классе 2013г.-2014 уч.год ) (август 2017)
Разработка занятия с презентацией...
статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."
laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...
Семинар по теме: «Альтернативные уроки в начальной школе в рамках ФГОС начального общего образования».
Информационный материал о сущности альтернативного урока....