Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"
статья
1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
2. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении
3. Основные принципы безотметочного обучения.
4. Технологические карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса
- Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
- Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении
3. Основные принципы безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
4. Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- особенности личностных психических процессов
(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
5. Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
6. Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
7. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.
Контроль и оценка развития учащихся 1 класса
1. Основными показателями развития учащихся 1 класса являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи
- сформированность УУД
2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.
4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 класса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.
5. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфолио» ученика.
6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
7. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей.
9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
10. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
11. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету и возможно индивидуально каждым учителем в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. (См. Приложения 1,2,3,4).
12. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«+; - » - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Возможно отображение уровня усвояемости цветом:
зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)
жёлтым - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)
красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)
В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.
Приложение 1
Сводный лист достижений учащихся (письмо).
Список класса
Отслеживаемый материал
Написание элементов
Аккуратность
Написание слов
Написание предложений
Списывание
Уровень
Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.
Приложение 2
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса
на _______________ учебный год
Учебные предметы
Период обучения
Начало учебного года
1 полугодие
2 полугодие
Чтение:
осознанность
правильность
выразительность
темп чтения
Русский язык:
каллиграфия
орфография
развитие устной речи
Математика:
устный счет
письменные вычислительные навыки
решение задач
логические задачи
геометрический материал
Окружающий мир:
умение наблюдать
умение устанавливать причинно-следственные связи
умение применять полученные знания на практике
Учебно-организационные умения:
умение определять цель деятельности
умение планировать предстоящую деятельность
умение осуществлять запланированные действия
умение контролировать ход и результаты деятельности
умение оценивать ход и результат
Сформированность познавательной активности и ценностныхотношений:
активность познания
отношение к учению
отношение к труду
отношение к людям
Уровни: высокий – зеленый цвет; средний – жёлтый цвет; низкий – красный цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы) _________ класса
_______________________________(фио)
№
КРИТЕРИИ
1 – й класс
полугодие
конец года
1.Отношение к учебе в целом:
Положительное
безразличное
негативное
2.Участие в работе класса на уроках:
постоянное
инициативное
регулярное
частое
редкое
3.Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
4. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:
всегда самостоятелен
нуждается в помощи и сопровождении
самостоятельность проявляется редко
уклоняется от ответственности
5.Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается
6. Память:
отличная
средняя
долговременная
кратковременная
7. Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами собственного творчества
воспроизводит знания полностью
воспроизводит знания не полностью
8. Организация учебной деятельности:
готов к уроку самостоятельно
готов к уроку с напоминанием
не готов к уроку
9. Оформление работ:
по всем требованиям
частично нарушены требования
без выполнения требований
красиво
аккуратно
грязно
10. Темп работы:
опережает темп работы класса с высоким качеством работы
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы
соответствует темпу урока
отстает от темпа урока
11. Понимание смысла учебной деятельности:
сам формулирует цель учебной работы
формулирует цель с помощью учителя
не умеет формулировать цель учебной работы
12. Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:
всегда
иногда
никогда
13. Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:
положительное
безразличное
негативное
14. Соблюдение норм и правил поведения учащихся:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
15. Учебные навыки освоены:
отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо
Подпись педагога
Приложение 4
Карта успеха учащегося 1 класса
по русскому языку
(ФИО)_________________________________
Вид работы /дата
Списывание
Диктант
Словарный диктант
Сочинение по картине
Кол-во ошибок в работе
Динамика работы
большая буква в начале предложения
большая буква в именах собственных
пропуск, замена, перестановка букв
знаки препинания
безударная гласная…
жи- ши, ча-ща, чу-щу
звонкие и глухие согласные
ь в конце и середине слова
слова из словаря
Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-6080-1405754471.jpg)
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-41531-1522770095.jpg)
Безотметочная система оценивания учащихся
Рекомендации по безотметочной системе оценивания учащихся 1-2 классов...
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/06/picture-779971-1620326574.jpg)
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-984677-1669029169.jpg)
« Возможность безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся».
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность реш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-774890-1544526104.jpg)
Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся"
Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся" (презентация + сценарий)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-922124-1494317828.jpg)
Безотметочная система оценивания в 1 классе
В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы ...