Статья "Система оценивания в условиях ФГОС
статья
О системах оценивания учащихся в начальных классах пв условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnaya_deyatelnost_pereslat.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;
- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.
Система оценивания выполняет следующие функции:
- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;
- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок;
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;
- оценивать можно только то, чему учат;
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности;
- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
- объективность оценки;
- открытость процедуры и результатов оценки;
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- оценка динамики образовательных достижений младших школьников.
Что же такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
Для чёткой организации оценочной деятельности необходимо решить комплекс задач:
- выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС – разработать Положение о системе оценки, определить критерии;
- изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
- разработать и апробировать задания для контроля и оценки учебных достижений по предметам, диагностический инструментарий для определения уровня сформированности УУД;
- разработать материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирование УУД.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные).
К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
- формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе;
- воспитание основ умения учиться;
- способности к самоорганизации;
- индивидуальный прогресс в развитии личности.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
В структуре планируемых результатов выделены три блока целей.
В первом блоке представлены основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета.
Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. Поэтому при выставлении итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».
Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.
С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...
Методика оценивания деятельности учащихся в условиях ФГОС.
Способы и формы оценки достижений учащихся....
Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС
Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС...
Система оценивания первоклассников в условиях ФГОС
Данная презентация была подготовлена для выступления на педсовете. В ней отражены все основные формы и критерии оценивания первоклассников в условиях ФГОС....
Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Все формы оценивания являются ли...
Доклад "Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО"
Формирующее оценивание в условиях ФГОС НОО...