Проект "Педагогические технологии"
статья по теме
Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Педагогические технологии"
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем всё началось сначала.
В.П.Беспалько
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Актуальность
Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25 %.
Вторая тенденция - постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. В результате выпускники школ не знают элементарной орфографии и пунктуации, почти не читают художественной литературы, имеют смутные представления о современных концепциях естествознания, не знают мировой географии.
Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Для того, чтобы осознанно выбирать те или иные педагогические технологии, самим их проектировать, каждый учитель должен понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.
Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью школьника. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.
Именно использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
Миссия
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
Цель: влияние новых педагогических технологий на их практическую реализацию в условиях образовательного учреждения.
Объект: процесс обучения с применением новых педагогических технологий.
Предмет: инновационные педагогические технологии.
Гипотеза: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.
Принципы
Педагогические технологии используют общеизвестные дидактические принципы. Но педагогические технологии имеют и свои, присущие именно им принципы. Таковыми являются:
- Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной, стороны, и системность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения самой учебной дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной системы образования со всеми ее частями.
- Фундаментальность, т.е. сущностный подход, основанный на обучении крупными блоками, базовому, основному содержанию, учебной дисциплины. Каждая дисциплина содержит в себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, постоянно пополнять их самостоятельно, т.е. в каждой дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент.
- Культуросообразность. Этот принцип означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры.
- Гуманитаризация и гуманизация обучения. Гуманитаризация связана с введением в число изучаемых дисциплин также и гуманитарных дисциплин, т.е. общественных наук (история, психология, социология и др.), а гуманизация означает гуманный, т.е. человеческий, человеколюбивый подход.
- Обучать, исследуя; исследовать, обучая. Этот принцип, с одной стороны, требует от каждого педагога проводить исследования в области своей дисциплины, привлекая к ним учащихся. С другой стороны, учитель разрабатывает технологию обучения, апробирует ее в учебном процессе, наблюдает, вносит коррективы, исследует ее в течение учебного процесса.
- Непрерывность образования, т.е. подготовка выпускников к необходимости совершенствовать свои знания, умения и навыки в течение всей жизни.
- Деятельностный подход предусматривает такую технологию обучения, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания.
Критерии выбора педагогических технологий
Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:
- видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;
- технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;
- технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;
- технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;
- технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим афферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний.
В процессе применения технологий целевого назначения очень важно помнить, что цель - важнейший показатель в оценке результатов деятельности, в цели заложена модель будущего. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому учебный процесс становится активным и творческим.
Алгоритм действий
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Предлагаем пять взаимосвязанных этапов:
1) диагностико-прогностический;
2) выбор (разработка) оптимальной технологии;
3) непосредственная подготовка к реализации выбранной технологии;
4) реализационный;
5) экспертно-оценочный.
Ожидаемый результат
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
• грамотно работать с информацией;
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Разработка новых методов и приемов обучения, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения достижений научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....