Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой
статья (4 класс) по теме
В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предполагает использование коллективных, групповых и парных форм обучения. Напряженная совместная творческая деятельность на всех стадиях работы способствует формированию и в учащемся и в педагоге высокую коммуникативную компетенцию. Учитель – не проводник информации, а партнер. Учитель и учащийся – сообщество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство науки и образования РФ
МОУ СОШ № 187
«Развитие коммуникативной компетенции
учащихся на уроках английского языка при
использовании УМК М.З.Биболетовой»
Мещерякова Н.К.,
учитель высшей категории
2010 г.
В контексте социально–экономического направления развития нашей школы, большое внимание уделяется изучению английского языка. В нашей школе функционирует экспериментальная площадка по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК Биболетовой М.З.».
Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран, задачи гуманизации и гуманитаризации школьного образования, ведет к обновлению содержания обучения иностранному языку.
Социальный заказ общества определяет цель обучения иностранному языку как развитие личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полностью наследовать опыт предшествующих поколений, ощущающей потребность в самообучении, самовоспитании и саморазвитии, обладающей широким и гуманным взглядом на мир.
В связи с этим основной целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребенка, способности не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения жизненно–важных проблем. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся требуется не только владение иностранным языком, но и многостороннее развитие личности ребенка.
Учебники издательства «Титул» как нельзя лучше отвечают современным требованиям преподавания английского языка.
Учебник под редакцией М.З. Биболетовой называется: «Enjoy English», что в переводе с английского означает: «Английский с удовольствием», красочно оформлен, выполнен прекрасной печатью, его приятно держать в руках, возникает мотивация: «А что – это там такое?».
Первый учебник по английскому языку для 2 класса под редакцией М.З. Биболетовой имеет такое вступление: «Юный друг, на нашей планете живет много народов. Они говорят на разных языках, но можно научиться понимать друг друга. Понимать друг друга – вот самое важное в нашем современном мире жестокости, войн, страданий людей».
Одной из основных задач при обучении английскому языку является воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран в контексте межкультурго общения, расширении кругозора учащихся.
Анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой показал, что английский язык является средством общения. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предполагает использование коллективных, групповых и парных форм обучения.
Одной из важных сторон развития при обучении является формирование уважения к другому мнению, понимание того, что разные точки зрения имеют право на существование. Напряженная совместная творческая деятельность на всех стадиях работы способствует формированию и в учащемся и в педагоге высокую коммуникативную компетенцию. Учитель – не проводник информации, а партнер. Учитель и учащийся – сообщество.
Весь материал аутентичен (т.е. составлен носителями языка, взят из аутентичной литературы). Блок информации рассматривается целостно и как единое целое служит толчком к ревизии уже имеющихся знаний, аналитическому изучению нового материала.
Особенность учебника М.З. Биболетовой состоит в том, что учебный материал становится личностно значимым. На уроках учащийся осознает новую информацию и соотносит ее с уже имеющимся багажом знаний. Средством решения этих задач является общение.
Авторы старались предать курсу современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка.
Учителя старших классов относятся снисходительно к работе учителей английского языка в начальной школе. Существует легкомысленное отношение: «Ну, подумаешь: A, B, C!» Не скрою, у меня была подобная позиция. Но когда я приступила непосредственно к работе во втором классе, то поняла, что жестоко ошиблась. Проблемы возникали одна за другой. Во-первых, не хватало знаний психологических особенностей детей начальной школы. Во-вторых, к этому добавилось, что класс не делится на подгруппы, т.е. по 30 – 31 человек в классе. Возникают сложности с отработкой произношения и чтения. Получается, что я могу уделить по 1,5 минуты на одного ученика! В-третьих, не были налажены связи с учителями начальных классов.
Решению этих проблем помогла профессиональная компетентность учителей. Участие в семинарах НЦНО при школе №50 способствовало ликвидации пробелов в знаниях психологических особенностей развития младших школьников. Наладились взаимоотношения с учителями начальной школы, которые поделились опытом методики преподавания в этих классах. Творческое саморазвитие, анализ результатов урока, анализы контрольных и проектных работ помогли решению проблем преподавания английского языка в начальной школе.
К счастью, администрация нашла возможность разделить классы на подгруппы, что улучшило процесс обучения учащихся на уроках.
На своих уроках я стараюсь использовать любую ситуацию для учебных и воспитательных целей, развивая у учащихся внимание, мышление, память.
Особое внимание уделяю фонетической зарядке, придумывая новые рассказы про Miss Chatter. На уроках чередуем устные и письменные виды деятельности, таким образом, постоянно меняя виды деятельности, используем игры с движениями, рифмовки, ритмические паузы. Большую помощь учителю оказывает рабочая тетрадь, которая учит рассуждать, сопоставлять.
Издательство «Титул» выпустило новую серию аудиокассет, в которых даны примеры ритмичных рифмовок, шумовые эффекты, что вносит в урок элементы развлечения. Известные песни записаны с хорошей ритмической музыкой.
Поскольку английский язык является средством общения, в этом учебном году мы смогли проверить свои навыки при поездке по странам Западной Европы. Все участники группы смело вступали в разговор, расспрашивая пешеходов как пройти, где находится, в гостинице, в кафе. А некоторые ребята совершенно свободно общались на английском языке.
УМК М.З. Биболетовой способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.
Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...
Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.
Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством...
Доклад «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в изучении русского языка как иностранного»
Изучение русского языка для детей за границей – это совершенно другой процесс, чем для детей, которые изучают ру...