СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по иностранному языку по теме

Проскурина Яна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 с. Кевсала

 Ипатовского района Ставропольского края

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

учитель английского языка

Проскурина Яна Александровна

        2014 год


Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  5. Обобщение собственного педагогического опыта;
  6. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Основной целью обучения является формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, что приведет к наличию практических умений, общительности, активности на уроках. Такого рода активность является следствием целенаправленных действий педагога, здесь особенно важны личностные качества учителя: манера поведения, мимика, жесты, интуиция, доброжелательные отношения с учащимися, а также знание психологических и возрастных особенностей детей. Развитие мотивации к изучению английского языка и ценностного отношения к нему обеспечивается прежде всего за счёт привлечения эмоциональной сферы учащихся. Это особенно важно в начале обучения языку. Ребёнок, не заинтересованный в содержании, форме и видах заданий, не усваивает материал, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, связанные с эмоциональным внутренним отторжением предмета и, в результате, вырабатывает стойкое сопротивление к его изучению. С другой стороны, на фоне эмоционального подъёма, который вызывается интересным и посильным для ученика содержанием изучаемого материала, разнообразными и увлекательными видами работ, ребёнок успешно учится.

Перспективность данной работы я вижу в модернизации либо усовершенствовании способов, применяемых для формирования у ребёнка положительной мотивации к изучению предмета «английский язык». Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе является важным средством формирования у обучающихся интереса к предмету, а устойчивый интерес - это важная составляющая внутренней мотивации ребёнка.

В следующей возрастной группе на смену игровой деятельности всё больше приходит учебная. Основной задачей этого этапа является владение учениками навыками и умениями в области чтения и письма, говорения и аудирования. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для данного возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации - как свои, так и своих коллег, показываю учащимся мультфильмы на английском языке, после чего они получают домашнее задание - написать небольшое изложение об увиденном. На уроках страноведения мы просматриваем обучающие фильмы, кратко рассказывающие о странах и народах, их обычаях. Они сопровождаются не только звуком, но и титрами на английском языке. После таких просмотров учащиеся получают задания на составление диалогов в парах. Таким образом, ИКТ-технологии становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности продолжаю использование кроссвордов, но уже на более сложные темы,

Кроме того, во внеурочное время с учащимися мы общаемся на английском языке, используя самые обычные фразы: "здравствуйте", "доброе утро", "как дела", "до завтра", "увидимся в понедельник", "до свидания" и т.д.,. Таким образом я стараюсь выработать у них уверенность в себе, в своих силах и стремление овладеть языком.

 Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения. В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Таким образом, компетентность учителя- это синтез профессионализма, (специальная, методическая ,психолого-педагогическая подготовка) творчества,(творчество отношений, самого процесса обучения ,оптимальное использование средств ,приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно. Огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение иностранному языку.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения. В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой

В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предпо...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Статья "Личностно-ориентированный подход при формировании познавательной активности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"

Статья о проблемах познавательной активности, способах и методах активизации учебной деятельности учащихся....

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...

Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ

Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ...