Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы.
учебно-методический материал по русскому языку

Мизева Лариса Владимировна

Парная и группровая работа н уроках русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnaya_i_gruppovaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx662.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мизева Лариса Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 19», г Абакан

Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы.

Одним из основных требований нового стандарта образования является необходимость системно-деятельностного подхода к обучению. Выбор активных форм работы, таких, которые будут способствовать как лучшему усвоению учебного материала, так и формированию универсальных учебных действий, занимает основное место в процессе подготовки учителя к уроку. Такой активной формой является, в частности, групповая работа, которую можно применять на уроках усвоения нового материала, и на уроках отработки навыков, и при обобщении тем, и при проведении занятий в рамках проектной деятельности.

Русский язык как школьный  предмет выполняет особую роль, являясь не  только  объектом  изучения,  но  и  средством  обучения  всем  школьным дисциплинам.  В  частности  на  уроках  русского  языка  есть  возможность наиболее  эффективно  организовать  работу  по  развитию  коммуникативных универсальных учебных действий.

Наиболее   благоприятные   условия   для   формирования   навыков эффективной  коммуникации  у  школьников,  включения  каждого  из  них  в активную   познавательную   деятельность   на   уроках   русского   создаются групповыми   формами   организации   учебного   процесса.   Они   позволяют организовать   взаимообучение   через   сотрудничество   и   взаимодействие учащихся. При этом, групповые формы работы, в подавляющем большинстве случаев, во многом   способствуют   активизации   познавательной   деятельности   детей, развитию  умений  успешного  общения,  навыков  самостоятельной  учебной деятельности, улучшению межличностных отношений в классе. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать коммуникативные навыки.

 Организация   групповой   деятельности   младших   школьников, направленной   на   развитие   коммуникативных   универсальных   учебных действий  осуществляется  в  различных  формах  и  на  разных  этапах  урока: актуализации   знаний,   открытия   нового   знания,   формирования   и систематизации знаний, а также рефлексии. 

При  правильно  организованной  групповой  работе  развивается  целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1. Необходимо научить ребенка высказывать свои мысли.

2. Организовывая групповую работу, необходимо напоминать ребятам о правилах ведения дискуссий, беседы.

5.  Важно  приучить  ребенка  самого  задавать  уточняющие  вопросы  по материалу, переспрашивать, уточнять.

6.  Старайтесь  изучить  и  учитывайте  жизненный  опыт  учеников,  их интересы, особенности развития.

Как  показывает  практика,  на  первых  порах  овладения  приемами групповой   работы   учащиеся   не   очень   внимательны   к   ответам одноклассников. Здесь  позиция педагога должна быть активна – важно научить   учащихся   быть   толерантными   по   отношению   к   товарищу,   к разнообразным   точкам   зрения,   планировать   и   согласованно   выполнять совместную деятельность, уметь договариваться и правильно выражать свои мысли.

Примеры заданий для групповой работы на уроках русского языка.

Приведу примеры заданий, которые позволяют, работая в группе одновременно решать задачи обучения, и направлены на формирование коммуникативных УУД.

Тема  «Текст. Тема текста»

  1. Группам вручается одинаковый текст. (Приложение 1.) Нужно озаглавить текст и составить план. Когда все группы закончат работу, они зачитывают свои планы. Класс определяет группу, составившую наиболее удачный план и заголовок
  2. «Кто продолжит лучше» На доске записано начало повествовательного или описательного текста. (Приложение 2.) Каждая группа составляет связный текст по одному и тому же началу, добавляя к нему три-четыре предложения, после чего группы читают свои тексты классу. Класс определяет лучшее продолжение.
  3. Составь текст по серии картинок. Группы составляют связный текст повествовательного характера из 6-7 предложений и озаглавливают его. По окончании работы заслушивают получившиеся тексты. (Приложение 3)

Тема  «Состав слова»

  1. «Почему их так зовут». Группы получают карточки с названиями предметов. Объяснить, почему эти предметы так называются. Побеждает команда, члены которой дали наиболее правильные ответы. (1. Подберезовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник. 2. Земляника, опенок, вьюнок, снегирь, четверг. 3. Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника.)
  2. «Горка» На доске три горки с клетками внутри для записи слов, в которых только корни, а суффиксы и окончания пропущены.  (Приложение 4.) Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. Побеждает группа, которая быстрее других «спустится с горки», т.е. правильно заполнит пустые клетки.
  3. «Вырасти дерево» Каждый член группы должен на веточке написать однокоренной слово. Чье дерево пышнее, та группа и победила.

Тема «Склонение имен существительных

  1. Кто быстрее заполнит схему. Выдаются карточки – три прямоугольника с клетками, часть которых заполнена буквами. (Приложение 5.) Нужно заполнить клетки буквами так, чтобы получились существительные 2-го склонения. Побеждает группа, которая правильно и быстрее других заполнит свои прямоугольники.
  2. На карточки – три фигуры с клетками в которых записаны шипящие Ж, Ш, и Ч с Ь или без Ь. Нужно вставить такие буквы, чтобы получились имена существительные 3-го или 2-го склонения. Победителем считается группа первая правильно заполнившая фигуры. (Приложение 6)

Тема «Имя существительное» (обобщение), «Имя прилагательное» (обобщение), «Глагол» (обобщение)

 «Кластер».  На этапе закрепления и систематизации изученного материала педагог предлагает поработать в группах и составить кластер. Метод кластера дает учащимся возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества, способствует повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку сотрудничества.

Групповая работа приносит свои плоды и в первом классе

  1. Создание азбуки вежливости. Работая в группах, на каждую букву азбуки ребята  придумывают вежливое слово. Составленной азбукой еще раз вспоминают  вежливые слова, чтобы в классе не возникали конфликты.
  2. Составление слов по звуковой схеме.
  3. Составление предложений по схеме.
  4. Работа с деформированным предложением.

Применяя  групповую  работу  на  уроке,  можно  сделать  следующие выводы:  для  эффективности  групповой  работы  важно  использовать  её  в системе  и  на  разных  этапах  урока.  При  этом    каждый  обучающийся вовлекается  в  учебный  процесс,  в  систему,  требующую  от  него,  с  одной стороны,  самостоятельности  и  продвижения  в  своем  темпе,  а  с  другой, умения   общаться,   сотрудничать   и   решать   учебные   задачи.   Подобная организация  учебного  процесса  дает  хорошие  результаты,  обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает коммуникативные УУД.


Приложение 1

  1. Овечье стадо паслось далеко в горах. Неожиданно пастух потерял сознание. Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению.

Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла потерявшего сознание человека к порогу дома. Они тотчас же послали за доктором. Пастух был спасён.

  1. Одним из первых прилетает к нам скворец. Красивый, блестящий, желтоносый скворушка зимует в Африке, а весной возвращается на родину. Он приносит много пользы, поедая огромное количество насекомых и их личинок.

Маленького скворца легко приручить, если внимательно и ласково с ним обращаться, вовремя и хорошо его кормить. Он даже может научиться выговаривать слова не хуже попугая. Это, пожалуй, самая весёлая, умная и презабавная птица.

  1. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше. Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Приложение 2.

 Лесные жители готовились к зиме…..

У меня есть собака….

Мы шли по лесной тропинке…..

Красив, наряден русский лес осенью…

В жаркий день мы пошли купаться на речку….


Приложение 3

C:\Users\Мама\Pictures\2024-08-29\001.jpg

C:\Users\Мама\Pictures\2024-08-29\002.jpg

Приложение 4

ч

е

р

н

ч

е

р

н

ч

е

р

н

с

т

а

р

с

т

а

р

с

т

а

р

г

л

а

з

г

л

а

з

г

л

а

з

Приложение 5

а

а

а

н

а

а

а

н

а

а

а

н

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

и

к

о

и

к

о

и

к

о

и

к

о

и

к

о

и

к

Приложение 6

ж

ж

ж

ь

ж

ж

ь

ж

ж

ч

ч

ь

ч

ч

ь

ч

ч

Ь

Ч


ш

ь

ш

ш

ь

ш

ш

ь

ш

ш

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...

Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...

Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики

В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...