Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.
статья на тему
Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_almanah_kuvaleva_s.m.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(Научный альманах, педагогические науки)
Кувалева Светлана Михайловна
Развитие коммуникативной компетенции у детей
младшего школьного возраста посредством использования
проблемно-диалогической технологии.
Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению[1,с.233],способность ставить и решать задачи.[2,с.20] Коммуникативные задачи: убедить, утешить, склонить к какому-либо действию. Значение коммуникативной компетенции: влияет на учебную успешность; на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе; является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка. Умение успешно общаться друг с другом, вести дискуссию, возможность переживать чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, обеспечивая творческое усвоение знаний посредством специально организованного диалога реализует проблемно-диалогическое обучение.[5,с.5] При проведении уроков (тип - открытие новых знаний) посредством проблемно-диалогической технологии учитель сначала при помощи диалога (побуждающего, подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (тем самым вызывает у школьников интерес к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию), затем организует поиск решения т.е. «открытие» знания школьниками (достигается подлинное понимание нового материала учениками). Задания проводящие ученика через два звена творческого процесса- выражения решения и реализация продукта означают, что ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить классу собственный продукт. В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов: приемы создания проблемной ситуации; приемы вывода из проблемной ситуации; приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации: одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов; столкновение мнений (вопросом или практическим заданием);выявление житейских представлений учащихся (вопросом или практическим заданием «на ошибку»); предъявление научного факта (расчетом, экспериментом, наглядностью); дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Согласно Выготскому Л.С. [3,с.301] и Рубинштейну С.Л. [4,с.654 ] в определенных проблемных ситуациях и возникает мышление человека. Психологи отмечают, что создание проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход. Приемы выхода из проблемной ситуации: учитель заостряет противоречие и сообщает учебную проблему; учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблему; учитель побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему в диалоге. Сообщение учебной проблемы с приемом ее принятия: учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ | Учитель | Ученики |
С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста. | Слушают | |
Чтение цепочкой | Читают | |
Вопрос на новый материал | Попробуйте определить жанр нового произведения. | -Это сказка о животных -Это басня! |
Фиксирует мнения на доске | Проблемная ситуация. |
Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез.
Анализ | Учитель | Ученики |
Фронтальная проверка ошибочной гипотезы | -Итак, у нас есть 2 гипотезы: Сказка о животных и басня. Проверим 1 гипотезу. Назовите признаки сказок о животных (по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, дружба) | Сказки –это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок - дружба и взаимовыручка. |
Побуждение к контраргументу | -Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении. | -Это произведение не для развлечения, оно поучительное. -Нет песенок и троекратного повторения действий. -Нет дружбы и взаимовыручки. (контраргументы.) |
Завершение проверки | -Значит, можно считать произведение сказкой о животных? Убирает гипотезу с доски. -У нас есть еще одна гипотеза-басня. Какие черты характерны для басни? (опорные слова) | -Нет, нельзя. -Волшебство, иносказание и мораль. |
Групповая проверка решающей гипотезы | -Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни. -Заслушаем выступление представителей групп. | Работают в группах -В этом произведении животные ведут себя, как люди. Автор высмеивает отвратительные черты характера и пороки. (аргументы) |
Завершение возврат к вопросу | -Значит, ваша гипотеза о басне? -Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убирает знак вопроса. | -Верна. -Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие) |
Задание на формулирование темы | -А какую тему мы прошли? Фиксирует тему на доске. | Басня С. Михалкова «Ворона и рак» |
Этап выражение решения проходит через продуктивные задания. Этап- реализовать продукт т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания. Учащиеся и учитель в диалоге совместно оценивают работу. Таким образом, можно сделать вывод,что использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетентности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются: значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся; возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.
Список используемых источников
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка // под ред. Шведовой Н.Ю.19-е изд., 1987 с.233-234
2.Вахрушев А.А.Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система Школа 2100 // Нач. школа плюс До и После 2003№8с.20
3.Выготский Л.С. Мышление и речь // Издательство «Лабиринт», М., 1999.с.301
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Издательство «Питер», 2000. с.654
5.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Образовательные технологии // сборник материалов издательство Баласс,2008.с.5-56
1.Ozhegov S. I. Dictionary of Russian language/ under edition Shvedova N. Yu., 1987 s. 233-234
2.Vakhrushev A. A. Modern problems of modernization of education and Educational system School 2100 // Early. school plus Before and After 2003 No. 8s.20
3.Vygotsky L. S. Thinking and speech // Publishing house "Labyrinth", Moscow, 1999. s.301
4.Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology // Publishing house "Piter", 2000. s. 654
5.Buneev R. N., Buneeva E. V. Educational technology // collection of materials of the publisher Balazs,2008. s.5-56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".
Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....
Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
Для молодых специалистов...
Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...
Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении обра...