Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.
статья на тему

Кувалева Светлана Михайловна

Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_almanah_kuvaleva_s.m.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

   (Научный альманах, педагогические науки)

Кувалева Светлана Михайловна

Развитие коммуникативной  компетенции  у детей

младшего школьного возраста посредством использования

проблемно-диалогической технологии.

               Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению[1,с.233],способность ставить и решать задачи.[2,с.20] Коммуникативные задачи: убедить, утешить, склонить к какому-либо действию. Значение коммуникативной компетенции: влияет на учебную успешность; на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе; является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка. Умение успешно общаться друг с другом, вести дискуссию, возможность переживать чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, обеспечивая творческое усвоение знаний посредством специально организованного диалога реализует проблемно-диалогическое обучение.[5,с.5]  При проведении уроков (тип - открытие новых знаний) посредством проблемно-диалогической технологии учитель сначала при помощи диалога (побуждающего, подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (тем самым  вызывает у школьников интерес к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию), затем организует поиск решения т.е. «открытие» знания школьниками (достигается подлинное понимание нового материала учениками). Задания проводящие ученика через два звена творческого процесса- выражения решения и реализация продукта означают, что ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить классу собственный продукт. В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов: приемы создания проблемной ситуации; приемы вывода из проблемной ситуации; приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы. 

Приемы создания проблемной ситуации: одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов; столкновение мнений (вопросом или практическим заданием);выявление житейских представлений учащихся      (вопросом или практическим заданием «на ошибку»); предъявление научного факта (расчетом, экспериментом, наглядностью); дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Согласно Выготскому Л.С. [3,с.301]  и Рубинштейну С.Л. [4,с.654 ]  в определенных проблемных ситуациях и возникает мышление человека. Психологи отмечают, что создание проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход. Приемы выхода из проблемной ситуации: учитель заостряет противоречие и сообщает учебную проблему; учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблему; учитель побуждает учеников осознать  противоречие и сформулировать учебную проблему в диалоге. Сообщение учебной проблемы с приемом ее принятия: учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»

Анализ

Учитель

Ученики

С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста.

Слушают

Чтение цепочкой

Читают

Вопрос на новый материал

Попробуйте определить жанр нового произведения.

-Это сказка о животных

-Это басня!

Фиксирует мнения на доске

Проблемная ситуация.

        Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез.

Анализ

Учитель

Ученики

Фронтальная

проверка

ошибочной гипотезы

-Итак, у нас есть

2 гипотезы:

Сказка о животных и басня.

Проверим 1 гипотезу. Назовите признаки сказок о животных (по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, дружба)  

Сказки –это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок - дружба и взаимовыручка.

Побуждение к

контраргументу

-Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении.

-Это произведение не для развлечения, оно поучительное.

-Нет песенок и троекратного повторения действий.

-Нет дружбы и взаимовыручки. (контраргументы.)

Завершение проверки

-Значит, можно считать произведение сказкой о животных?

Убирает гипотезу с доски.

-У нас есть еще одна гипотеза-басня. Какие черты характерны для басни? (опорные слова)

-Нет, нельзя.

-Волшебство, иносказание и мораль.

Групповая проверка решающей гипотезы

-Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни.

-Заслушаем выступление представителей групп.

Работают в группах

-В этом произведении животные ведут себя, как люди. Автор высмеивает отвратительные черты характера и пороки. (аргументы)

Завершение возврат к вопросу

-Значит, ваша гипотеза о басне?

-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения?

Убирает знак вопроса.

-Верна.

-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие)

Задание на формулирование темы

-А какую тему мы прошли?

Фиксирует тему на доске.

Басня С. Михалкова

 «Ворона и рак»

Этап выражение решения проходит через продуктивные задания.  Этап- реализовать продукт т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания. Учащиеся и учитель в диалоге совместно оценивают работу. Таким образом, можно сделать вывод,что использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие   коммуникативной компетентности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются: значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся; возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.

Список используемых источников

 1.Ожегов С.И. Словарь русского языка // под ред. Шведовой Н.Ю.19-е изд., 1987 с.233-234

2.Вахрушев А.А.Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система Школа 2100 // Нач. школа плюс До и После 2003№8с.20  

3.Выготский Л.С. Мышление и речь // Издательство «Лабиринт», М., 1999.с.301

4.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии // Издательство «Питер», 2000. с.654

5.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Образовательные технологии // сборник материалов издательство Баласс,2008.с.5-56

1.Ozhegov S. I. Dictionary of Russian language/ under edition  Shvedova N. Yu., 1987  s. 233-234

2.Vakhrushev A. A. Modern problems of modernization of education and Educational system School 2100 // Early. school plus Before and After 2003 No. 8s.20

3.Vygotsky L. S. Thinking and speech // Publishing house "Labyrinth", Moscow, 1999. s.301

4.Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology // Publishing house "Piter", 2000. s. 654

5.Buneev R. N., Buneeva E. V. Educational technology // collection of materials of the publisher Balazs,2008. s.5-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении обра...