Системно-деятельностный подход - основа стандартов 2 поколения
методическая разработка по теме

Андреева Иванна Валерьевна

Выступление на методическом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя начальных классов

Средней школы № 3

Вас приветствуют, коллеги!

Мы рады, что вы к нам пришли!

Сплошь внимательные лица,

Благодарны очень им.

Мы желаем поделиться

Скромным опытом своим.

Год две тысячи десятый

Нам принёс благую весть –

В городе пилотной школой

Быть для нас большая честь.

Нам Федеральные Стандарты

Второго поколения

Ученика за каждой партой

Раскроют без сомнения.

«Что такое этот ФГОС?»-

Задавали мы вопрос.

Но во всём разобрались

И за дело принялись.

И уж третий год подряд

Учим мы по ним ребят.

Опыт наш хоть небольшой,

Им поделимся с душой:

Вам о ФГОСах мы расскажем,

И в работе их покажем.

После предыстории

Перейдём к теории.

Рифму тут не сочинить –

Буду прозой говорить.

Системно-деятельностный подход  - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки в будущем выпускников средней школы к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В 2010-2011 учебном году наша школа стала одной из пилотных по внедрению Федеральных государственных стандартов  2 поколения.

( слайд ) Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на:

  1. развитие личности учащихся, воспитание гражданина России;
  2. три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные;
  3. ведущие целевые установки изучения предметов;
  4. и ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов.

(слайд ) ФГОС второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Осваивая технологию деятельностного подхода, мы убеждены, что построение уроков в режиме проблемно-диалогической  технологии создает условия для формирования у учащихся метапредметных умений, что на сегодняшний день является приоритетной целью образования. Самым главным результатом работы в режиме технологии деятельностного подхода считаем формирование и поддержание достаточного уровня мотивации у учащихся, что способствует освоению предметных знаний и умений.

 (слайд ) Согласно новым образовательным стандартам, теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета.

(слайд ) В соответствии с ФГОС в программе представлено

4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

(слайд ) Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,

«ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

(слайд ) Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

(слайд ) Познавательные универсальные учебные действия– система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

(слайд ) Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Дом, который построили МЫ.

Вот  ФГОСы,

Внедрённые в наш школьный дом.

Мы третий год с ними живём..

А вот ученик и ученица,

Им нравится в нашей школе учиться.

По ФГОСам,

Внедрённым в наш школьный дом.

А это учительница- мастерица,

Которая учит детей не лениться,

Которым нравится в школе учиться,

По ФГОСам,

Внедрённым в наш школьный дом.

Но как довелось такому случиться,

Что детям и впрямь  стало легче  учиться?

Что же это за ФГОСы чудесные,

Что сделали жизнь детей интересною.

Как же учебный процесс мы устроили?

Как мы уютный свой домик  построили?

С ФГОСами ,

Внедрёнными в наш школьный дом.

Мы ведь и раньше неплохо жили,

Но новый фундамент теперь заложили,

Чтоб обновить наш школьный дом,

Чтоб с удовольствием  жили в нём

И ученик и ученица,

Которым нравится в школе учиться

По ФГОСам,

Внедренным в наш школьный дом

И вот для сотрудничества,  взаимодействия,

Мы формируем  учебные  действия.

Коммуникативные, регулятивные,

Но и конечно для всех обязательные:

Личностные и познавательные.

По ФГОСам,

Внедренным в наш школьный дом.

И вот регулярно уже третий год

Осуществляет системно–деятельностный  подход

Учительница- мастерица,

Которая учит детей не лениться,

Которые  учатся сами учиться,

По ФГОСам,

Внедренным в наш школьный дом.

Педагогика наука строгая,

И ,следуя ей, мы применяем

Различные педтехнологии,  

Чтоб обновить наш школьный дом,

Чтоб с удовольствием  жили в нём

И ученик и ученица,

Которым нравится в школе учиться

По ФГОСам,

Внедренным в наш школьный дом

Так и живут со стремленьем  учиться

И ученик и ученица,

Которым некогда в школе лениться,

Которые учатся сами учиться.

По ФГОСам

Внедренным в наш школьный дом.

И тем процесс учёбы удивителен,

Что дети сотрудничают с учителем.

Работают вместе дружно и слажено.

Сотрудничество в школе складно налажено

Со ФГОСами,

Внедренными в наш школьный дом.

Таким образом, понимая, какие новые требования предъявляет Федеральный государственный стандарт начального общего образования к выпускнику начальной школы, мы четко представляем себе модель своего выпускника – ученика, способного успешно адаптироваться в основной школе, умеющего учиться, любознательного  и способного к взаимодействию. Организуя учебно-воспитательный процесс с применением современных образовательных технологий (проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, проектной), мы работаем над  достижением  поставленной цели.

Основная цель нашей педагогической деятельности как учителей начальных классов  – научить детей учиться. Наша деятельность опирается на основные идеи педагогики сотрудничества:

  1.   не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;    
  2.  выбирать средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
  3.  создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  4.  формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  5.  создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
  6.  предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

Хотите узнать, как это происходит на практике?

Рассмотрим первый этап проблемно-диалогического урока.

Продемонстрирую постановку учебной проблемы на уроке русского языка во 2 классе.  

Тема «Парные согласные в корне слова».

На доске слова: глаза, сады, дубы, зубы.  

Ученикам предлагается задание:

- Измените эти слова, чтобы они обозначали предмет в единственном числе.

У доски работают три ученика, остальные проверяют их работу (вид деятельности - практическое задание на новый материал).

Ребята  представили свои мнения, они разнятся. Разные мнения о написании слов вызывают реакцию удивления (Это и есть возникновение проблемной ситуации).

Переходим к побуждающему диалогу с осознанием противоречия:

- Почему задание было одно, а результаты разные? Ученики высказывают свои мнения.

- Сколько же разных мнений у нас в классе.

 - Очень часто в русском языке написание слов расходится с произношением. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву писать, то перед нами… (орфограмма – написание по правилу).

Переходим к подводящему диалогу

- Почему во множественном числе написана согласная «ДЭ», а в единственном «ТЭ»? Кто-то написал букву«ДЭ», кто-то букву«ТЭ»… и так далее…

- Кто прав? Будем выяснять.

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Вот он – подводящий диалог.

Учитель выслушивает мнения детей.  При этом принимает все формулировки. Если тема сформулирована неточно – побуждает к переформулированию темы. И в итоге учащиеся формулируют  тему урока «Парные согласные в корне слова».

Далее идёт поиск решения проблемы и продуктивные задания. Заключение

То, что знали, рассказали

И на схемах показали.

Посмотрите наши карты –

Это лучшие стандарты!

Призываем, проявите

К новым ФГОСам интерес

Эту практику внедрите

В обучения процесс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

  В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  о...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)

В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...