Системно-деятельностный подход - основа стандартов 2 поколения
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Учителя начальных классов
Средней школы № 3
Вас приветствуют, коллеги!
Мы рады, что вы к нам пришли!
Сплошь внимательные лица,
Благодарны очень им.
Мы желаем поделиться
Скромным опытом своим.
Год две тысячи десятый
Нам принёс благую весть –
В городе пилотной школой
Быть для нас большая честь.
Нам Федеральные Стандарты
Второго поколения
Ученика за каждой партой
Раскроют без сомнения.
«Что такое этот ФГОС?»-
Задавали мы вопрос.
Но во всём разобрались
И за дело принялись.
И уж третий год подряд
Учим мы по ним ребят.
Опыт наш хоть небольшой,
Им поделимся с душой:
Вам о ФГОСах мы расскажем,
И в работе их покажем.
После предыстории
Перейдём к теории.
Рифму тут не сочинить –
Буду прозой говорить.
Системно-деятельностный подход - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки в будущем выпускников средней школы к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В 2010-2011 учебном году наша школа стала одной из пилотных по внедрению Федеральных государственных стандартов 2 поколения.
( слайд ) Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на:
- развитие личности учащихся, воспитание гражданина России;
- три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные;
- ведущие целевые установки изучения предметов;
- и ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов.
(слайд ) ФГОС второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Осваивая технологию деятельностного подхода, мы убеждены, что построение уроков в режиме проблемно-диалогической технологии создает условия для формирования у учащихся метапредметных умений, что на сегодняшний день является приоритетной целью образования. Самым главным результатом работы в режиме технологии деятельностного подхода считаем формирование и поддержание достаточного уровня мотивации у учащихся, что способствует освоению предметных знаний и умений.
(слайд ) Согласно новым образовательным стандартам, теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета.
(слайд ) В соответствии с ФГОС в программе представлено
4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
(слайд ) Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,
«ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
(слайд ) Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
(слайд ) Познавательные универсальные учебные действия– система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
(слайд ) Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Дом, который построили МЫ.
Вот ФГОСы,
Внедрённые в наш школьный дом.
Мы третий год с ними живём..
А вот ученик и ученица,
Им нравится в нашей школе учиться.
По ФГОСам,
Внедрённым в наш школьный дом.
А это учительница- мастерица,
Которая учит детей не лениться,
Которым нравится в школе учиться,
По ФГОСам,
Внедрённым в наш школьный дом.
Но как довелось такому случиться,
Что детям и впрямь стало легче учиться?
Что же это за ФГОСы чудесные,
Что сделали жизнь детей интересною.
Как же учебный процесс мы устроили?
Как мы уютный свой домик построили?
С ФГОСами ,
Внедрёнными в наш школьный дом.
Мы ведь и раньше неплохо жили,
Но новый фундамент теперь заложили,
Чтоб обновить наш школьный дом,
Чтоб с удовольствием жили в нём
И ученик и ученица,
Которым нравится в школе учиться
По ФГОСам,
Внедренным в наш школьный дом
И вот для сотрудничества, взаимодействия,
Мы формируем учебные действия.
Коммуникативные, регулятивные,
Но и конечно для всех обязательные:
Личностные и познавательные.
По ФГОСам,
Внедренным в наш школьный дом.
И вот регулярно уже третий год
Осуществляет системно–деятельностный подход
Учительница- мастерица,
Которая учит детей не лениться,
Которые учатся сами учиться,
По ФГОСам,
Внедренным в наш школьный дом.
Педагогика наука строгая,
И ,следуя ей, мы применяем
Различные педтехнологии,
Чтоб обновить наш школьный дом,
Чтоб с удовольствием жили в нём
И ученик и ученица,
Которым нравится в школе учиться
По ФГОСам,
Внедренным в наш школьный дом
Так и живут со стремленьем учиться
И ученик и ученица,
Которым некогда в школе лениться,
Которые учатся сами учиться.
По ФГОСам
Внедренным в наш школьный дом.
И тем процесс учёбы удивителен,
Что дети сотрудничают с учителем.
Работают вместе дружно и слажено.
Сотрудничество в школе складно налажено
Со ФГОСами,
Внедренными в наш школьный дом.
Таким образом, понимая, какие новые требования предъявляет Федеральный государственный стандарт начального общего образования к выпускнику начальной школы, мы четко представляем себе модель своего выпускника – ученика, способного успешно адаптироваться в основной школе, умеющего учиться, любознательного и способного к взаимодействию. Организуя учебно-воспитательный процесс с применением современных образовательных технологий (проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, проектной), мы работаем над достижением поставленной цели.
Основная цель нашей педагогической деятельности как учителей начальных классов – научить детей учиться. Наша деятельность опирается на основные идеи педагогики сотрудничества:
- не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- выбирать средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Хотите узнать, как это происходит на практике?
Рассмотрим первый этап проблемно-диалогического урока.
Продемонстрирую постановку учебной проблемы на уроке русского языка во 2 классе.
Тема «Парные согласные в корне слова».
На доске слова: глаза, сады, дубы, зубы.
Ученикам предлагается задание:
- Измените эти слова, чтобы они обозначали предмет в единственном числе.
У доски работают три ученика, остальные проверяют их работу (вид деятельности - практическое задание на новый материал).
Ребята представили свои мнения, они разнятся. Разные мнения о написании слов вызывают реакцию удивления (Это и есть возникновение проблемной ситуации).
Переходим к побуждающему диалогу с осознанием противоречия:
- Почему задание было одно, а результаты разные? Ученики высказывают свои мнения.
- Сколько же разных мнений у нас в классе.
- Очень часто в русском языке написание слов расходится с произношением. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву писать, то перед нами… (орфограмма – написание по правилу).
Переходим к подводящему диалогу
- Почему во множественном числе написана согласная «ДЭ», а в единственном «ТЭ»? Кто-то написал букву«ДЭ», кто-то букву«ТЭ»… и так далее…
- Кто прав? Будем выяснять.
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?
Вот он – подводящий диалог.
Учитель выслушивает мнения детей. При этом принимает все формулировки. Если тема сформулирована неточно – побуждает к переформулированию темы. И в итоге учащиеся формулируют тему урока «Парные согласные в корне слова».
Далее идёт поиск решения проблемы и продуктивные задания. Заключение
То, что знали, рассказали
И на схемах показали.
Посмотрите наши карты –
Это лучшие стандарты!
Призываем, проявите
К новым ФГОСам интерес
Эту практику внедрите
В обучения процесс!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на о...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)
В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...
Доклад «Использование системно-деятельностного метода, как основа реализации требований ФГОС на предшкольной ступени обучения»
Данный доклад преназначен для учителей начальных классов....