Доклад «Использование системно-деятельностного метода, как основа реализации требований ФГОС на предшкольной ступени обучения»
статья на тему

Данный доклад преназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование системно-деятельностного метода, как основа реализации требований ФГОС на предшкольной ступени обучения»

Доклад подготовила учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №21 Ворошиловского района Волгограда» Лемешко Наталия Владимировна

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.  Чтобы достичь качества, должны быть созданы УСЛОВИЯ.  

Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.  

 Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) .

Важно отметить, что в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены  универсальные предпосылки учебной деятельности, реально обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

В связи с этим исследование закономерностей становления учебной деятельности и разработка педагогического инструментария по формированию ее предпосылок на дошкольной ступени образования составляют первоочередные задачи современной педагогической науки.

Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Особое внимание в контексте ФГТ обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

И здесь особая роль  отводится игре, так как это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей.

ЦЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: создание предпосылок для плавного перехода  развития метапредметных, предметных, личностных результатов.

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит ЗАДАЧА: выравнивание стартовых возможностей детей,  идущих в 1 класс.

Применение деятельностного подхода в образовательной деятельности позволяет развивать творческий потенциал личности каждого дошкольника. Поскольку, всестороннее развитие личности происходит в деятельности, непременное условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях, то использование технологии деятельностного подхода в специально организованной продуктивной деятельности даёт возможность, создавая проблемные и игровые ситуации, пережить яркие эмоции и получить личный опыт.

Если мы хотим научить детей не только видеть проблемы, но и решать их, то в практике обучения дошкольников нам необходимо широко применять проблемные ситуации, возникающие при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми хорошо известными детям способами.

В практике обучения мы часто любой вопрос, заставляющий ребенка думать, называем проблемной ситуацией. Но это ошибка. При создании проблемной ситуации необходимо наличие противоречия. Нет противоречия – нет проблемной ситуации. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает. Сложность для нас состоит в том, что мы должны предусмотреть противоречия, которые могут возникнуть у детей в сознании в процессе обучения.

Например: на окружающем мире при изучении темы «Зимующие и перелётные птицы» предлагаю детям рассмотреть две картины «Птицы летом» и «Птицы осенью», и сравнить чем они отличаются. Дети обращают внимание, что на картине «где осень - птиц мало», а «где лето - много». Я интересуюсь: «Куда же делись птицы? » Дети высказывают свои предположения: «Спрятались в домики и спят», «Куда-то пропали». Кто-то вспоминает, что осенью птицы улетают в тёплые края.  Задают вопрос «А что все птицы улетают на юг? » Вместе с детьми мы вспоминаем, каких птиц они видели зимой в городе? Дети перечисляют птиц: голубь, воробей, ворона, сорока. Выявляется противоречие между имеющимся у детей житейским опытом и новыми сведениями, которые им сообщила я. Между детьми возникает обсуждение заинтересовавшей их темы, в ходе, которого они задают мне ряд вопросов проблемного характера: «Почему голубь не улетает, ему что, не холодно?», «Бывают у птиц зимние перья? », «А воробьи это зимние птицы?».  Вспоминают, что во время прогулки  по городу, они видели, как люди кормят птиц - насыпают им крупу, хлебные крошки, семечки. Постепенно я подвела детей к понятиям «зимующие» и «перелётные» птицы, и мы выяснили, что перелётные птицы улетают на юг из-за отсутствия насекомых и холода зимой, а зимующие птицы остаются зимовать в городе, стараются держаться поближе к человеческому жилью, здесь теплее и сытнее.

Дети делают вывод, что не улетают те птицы, которые называются зимующими и им нужна наша помощь.

В книжном уголке  выставляются книги тематической направленности. Дети увидели в уголке книгу, на которой были нарисованы птицы и обратились ко мне с просьбой прочитать её и рассказать о птицах, изображённых на иллюстрациях. Было организовано чтение книги В. Бианки «Чей нос лучше?» В ходе обсуждения прочитанного я заострила внимание на клювах птиц, что именно клювы помогают птицам добывать себе различный корм.

И это вызвало у детей новую волну интереса, они стали обсуждать клювы птиц, рассматривая иллюстрации к книге В. Бианки. Высказывают предположение: «У сороки и вороны клювы длинные, значит, они могут клевать семечки и большие куски хлеба, а у голубя и воробья клювы коротенькие им нужно клевать хлебные крошки и пшено».

Я считаю необходимым прочитать детям стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой». Это произведение вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, они предлагают свои пути решения проблемы, как помочь птицам зимой: написать письмо Деду Морозу, с просьбой помочь зимующим птицам, нарисовать рисунки «Помогите птицам», сделать кормушки. Я поинтересовалась: «Из чего же мы будем делать кормушки? » Дети: «Из коробок от обуви, от молочных продуктов, соков, пластиковых бутылок и т. д.» В продолжение темы, чтобы сформировать целостное видение картины мира и экологическое сознание у детей, я провожу с ними беседу о засорении мусором, отходами окружающей среды, подчеркнув, как хорошо использовать бросовый материал в изготовлении кормушек.

Результатом проделанной работы становится кормушка для птиц, сделанная детьми совместно с родителями.

Таким образом, использование технологии деятельностного подхода подводит детей к решению проблемных ситуаций, побуждает их выдвигать гипотезы, делать выводы, действовать и, что очень важно, они учатся не бояться проявлять инициативу, допускать ошибки.

Своё выступление хотелось бы закончить словами Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность реализации требований ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования

В данной статье рассмотрено понятие преемственности с позиций школы и детского сада, обозначены  точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственн...

Использование информационно – коммуникационных технологий как средства реализации требований ФГОС НОО в работе с младшими школьниками

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себ...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС

      В В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. С позиций ...

Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в соответствии с новыми требованиями реализации ФГОС

quot;Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в соответствии с новыми требованиями реализации ФГОС"...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...