Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
методическая разработка на тему
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 125.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вознесеновская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Подготовила
учитель начальных классов
Лукьяненко Т.В.
2014 год
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Системно- деятельностный подход - основа стандартов II поколения».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
И мы с вами, уважаемые коллеги, учим и будем учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу школы. Мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
- Умения организовать свою деятельность;
- Умения результативно мыслить;
- Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
- Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».
Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность?
В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:
«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
Основные методы постановки учебной проблемы:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Подводящий к теме диалог.
- Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Сегодня я хочу продемонстрировать приёмы использования системно-деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроках в начальной школе
Слайд 3.
Урок математики:
- Какой из предметов тяжелее, подушка или шуба?
(дети делают сами вывод о том, что их нужно взвесить.
Слайд 4.
- Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
- А нужны они ему?
- Как, одним словом можем назвать эти органы?
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
-Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
- Познакомиться с … (органами чувств)
-Узнать… (для чего они нужны человеку)
-В конце урока вы мне ответите на вопрос:
-Почему органы чувств называют нашими помощниками?
Поможем нашему человечку услышать пение птиц (дорисовывают уши), увидеть красоту звёздного неба (дорисовывают глаза), почувствовать в каком стакане вода холодная, в каком – теплая (дорисовывают кисти рук) и т.д.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько у человека органов чувств?
- На какой вопрос мы должны были ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Закончить своё выступление я хочу китайской народной мудростью:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход - основа стандартов 2 поколения
Выступление на методическом семинаре...
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на о...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)
В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....
ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...
Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения
К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО. Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...