СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
учебно-методический материал на тему
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому в основу Стандарта был положен системно - деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.( продолжение следует....)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pershinoy.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому в основу Стандарта был положен системно - деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Понятие системно - деятельностного подхода было введено в прошлом веке как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).
Таким образом, Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Деятельностный подход –- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развёртывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использование различных источников информации, в том числе информации сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик - группа)
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Деятельностный метод –это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.
Характерной чертой технологии деятельностного метода является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.
Главным отличием деятельностного метода от традиционного «демонстрационно – наглядного» метода является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода:
- принцип деятельности
- принцип непрерывности
- принцип целостности
- принцип минимакса
- принцип психологической комфортности
- принцип вариативности
- принцип творчества
- 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
- 3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
- 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Деятельностный метод обеспечивает включение детей в деятельность: (на этапах постановки)
- целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
- учебные действия – на этапе «открытия» нового знания;
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
- действия самоконтроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки открытия нового знания (ОНЗ);
- уроки рефлексии (Р);
- уроки общеметологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Прошу обратить внимание на структуру урока «открытия нового знания» ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ: (слайд 9)
8 минут отводится на открытие нового знания и 8 минут на включение нового знания в систему.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания. [6]
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Применение деятельностного подхода позволяет:
- поставить ученика в новую роль «исследователей» под «скрытым» руководством учителя
- сделать процесс учения поисковым и творческим
- предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путём размышления самим выбирать образец правильного алгоритма учебного действия.
Деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.
Синквейн «Системно - деятельностный подход»
____________________
_____________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________________
_____________________
Синквейн «Системно - деятельностный подход»
____________________
_____________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________________
_____________________
Синквейн «Системно - деятельностный подход»
____________________
_____________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________________
_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход - основа стандартов 2 поколения
Выступление на методическом семинаре...
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на о...
Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)
В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....
ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...
Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения
К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО. Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...