Роль признания учителем начальных классов индивидуальности в ребенке и активное включение его в учебную деятельность.
статья на тему

Яна Сергеевна Слетина

 

Развитие социально значимой и мобильной личности является главной проблемой современного начального образования.

         В настоящее время учитель в начальной школе интенсивно ведёт поиск эффективных технологий развития универсальных учебных действий и универсальных учебных умений обучающихся начальной школы, их субъектности по отношению к учебной деятельности, отвечающие требованиям Федерального государственного стандарта начального образования второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_sletinoy_ya.s.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль признания учителем начальных классов индивидуальности в ребенке и активное включение его в учебную деятельность.

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 106  

Слетина Я.С

         Развитие социально значимой и мобильной личности является главной проблемой современного начального образования.

         В настоящее время учитель в начальной школе интенсивно ведёт поиск эффективных технологий развития универсальных учебных действий и универсальных учебных умений учащихся начальной школы, их субъектности по отношению к учебной деятельности, отвечающие требованиям Федерального государственного стандарта начального образования второго поколения.

         В процессе познавательной и коммуникативной деятельности учащихся начальной школы возникают два вида отношений: взаимодействие учащихся с учебным материалом в процессе усвоения и определенные взаимоотношения между учителем и классом и учащихся между собой в процессе учебного речевого общения на уроке. От характера этих взаимоотношений в классе во многом зависят психологический настрой учащихся, их желание и готовность участвовать в речевом общении с учителем [1;с. 233].

         Поэтому при организации процесса обучения учителю нередко приходится выступать в двух различных ролях: в роли источника учебной информации, организатора и руководителя педагогического процесса, с одной стороны, и в роли инициативного партнера по речевой коммуникации в классном коллективе - с другой.

         Взаимодействие педагог – ребенок начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Ребенок, как отмечает И.А. Зимняя, становится активным субъектом обучения [2;с.35].

         Сейчас взаимодействие педагога в начальной школе направлено, по мнению В.А. Сластёнина, на формирование у детей самостоятельности суждений  и поступков, независимости от авторитетов, критичности по отношению к своим и чужим действиям.

         Основные принципы педагога современной начальной школы, как пишет И.И. Ильясов, не давать знания в готовом виде, а давать возможность ученику их добывать, выполнив задание, требующие интенсивной умственной работы [3:с. 46].

         Учитель постоянно активизирует ученика: предлагает высказать и аргументировать свою точку зрения, предложить свой способ решения задачи. Вывести самому правило, поработать с дополнительной или справочной литературой. На каждом этапе урока ученик должен знать, чем он занимается и для чего ему это необходимо. Частое использование на уроках групповой и индивидуально – групповой формы работы, необходимо для освоения детьми способа  сотрудничества  по принятию единого решения, формирования дружеских межличностных взаимоотношений.

         На уроках возникает необходимость педагогу опосредованно, наблюдать за работой детей (через дополнительные вопросы, создание проблемных ситуаций) направлять учебные действия детей на решение учебной задачи.

         Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, выделяет В.А. Петровский, учителю в первую очередь необходимо понимать психологию каждого конкретного ребенка [5;с. 235].

         Педагогическое мастерство учителя начальных классов как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к теме беседы, в целом к предмету, друг к другу и к учителю.

         Важным является также умение учителя уйти от стереотипов в организации взаимодействия с учениками. Примером такого стереотипного поведения учителя, как отмечает  Слободчиков  может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими школьниками.

         Цель учителя: поддержать творческую обстановку на уроке, научить детей исследовательским методам работы на начальном этапе обучения.

         На принципах развивающего обучения проводятся  внеклассные мероприятия: предметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры.

         Обсуждая вместе с детьми итоги учебной или внеклассной деятельности, ведётся обучение учащихся основам рефлексии. 

         У детей в конце первой четверти отмечается сформированность познавательного интереса, достаточно высокая мотивация к учебной деятельности, способности к самоконтролю и самооценке. Все эти критерии помогает формировать на протяжении всей начальной школы – проектная деятельность младших школьников.

         Современная проектная деятельность учащегося начальных классов – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов даст им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. 

         Сохраняются принципы организации учебной деятельности в начальной школе – поисково-исследовательский характер учебной деятельности учащихся для освоения системы теоретических понятий, индивидуальная форма учебной активности каждого ученика. Взаимодействие педагог – ученик – это создание учителем условий для самоопределения ученика, самоутверждения и самопродвижения в учебной деятельности.

         Что касается взаимодействия учеников друг с другом, то уроки  окружающий мир, литературное чтение с точки зрения организации межличностного общения учеников имеют преимущество перед другими ведущими предметами. Ведь именно здесь появляется возможность поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями со сверстниками, выслушать их точку зрения, поспорить или согласиться, узнать многое о, кажется, уже давно знакомых людях. Да и учитель получает ценную возможность узнать больше о своих учениках, выявить их интересы, мотивы.

Литература:

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2001

Ильясов, И.И. Структура процесса учения. М., 1990.

Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...

"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя начальных классов Гардановой Зимфиры Музафаровны намежаттестационный период с 2018-2022 учебные годы

 Образовательный стандарт второго поколения определяет, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения ...

Презентация для выступления учителя начальных классов на тему "Кейс-технологии активный метод обучения школьников поколения Z"

Данный материал был подготовлен мною для выступления на секционном заседании учителей начальных классов в рамках августовской педагогической конференции педагогических работников образования Пестречин...

Анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты в 2020 – 2021 учебном году.

Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...