Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_4_klass.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Татищево» ___________ /__Е.Н.Бойко / «___» _________ 2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ» Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Татищево» __________ /А.Н.Антонов / «___» _________ 2013г. Приказ от _______№ _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
"Юный исследователь"
в 4 классах
на 2013- 2014 учебный год
Составитель: Каранова Анна Михайловна учитель начальных классов высшей квалификационной категории | |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ________________/__И.И.Пинтера_/ Протокол от «___» ________2013 г №_____ |
2013 г.
Пояснительная записка
В настоящее время образовательное пространство переоценивается, оно является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и обучения на процесс становления, развития личности школьника, его творческих способностей, формирования желания и умения учиться. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся, как необходимого условия их самореализации. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Ученик, владеющий исследовательским опытом, умеет наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и учащимися, планировать, расширяется кругозор ….
Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя серьезных изменений своей профессиональной деятельности.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
В связи с этим значительное место в педагогической практике в современной школе возрастает значимость подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Именно данное направление в рамках внеурочной деятельности подготовит ребёнка к поисковой деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей и приобрести исследовательский опыт- опыт творческого мышления. ….
В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников.
Кружок «Юный исследователь» разработан для учащихся 4 класса. Данный курс предназначен для учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью.
Цель программы: приобщение ребёнка младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся, развитие любознательности, инициативности.
2. Развитие мышления ( интеллектуальных умений ) через сравнение, обобщение, сопоставление, классификацию, установление взаимосвязей, закономерностей, умение делать выводы на основе умозаключений.
3. Развитие навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Этому будет способствовать формирование у учащихся следующих умений:
- добывать нужную информацию различными способами из дополнительных источников;
- выделять главное ( существенное и более значимое) в большом объеме информации;
- планировать свою самостоятельную деятельность.
4. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии, представлений, артистизма, художественных наклонностей.
5. Формирование навыков объективного оценивания своего труда и труда своих товарищей.
6. Формирование навыков работы в сотрудничестве с другими учащимися, учителем - консультантом, родителями и другими людьми, которые могут оказать помощь в исследовательской работе.
7. Развитие коммуникативных умений: взаимодействие с окружающими, умение дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, проводить опросы, вступать в диалог, выступать перед аудиторией.
8. В зависимости от выбранной темы реализуется широкий круг воспитательных задач:
- воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до
конца;
- экологическое воспитание, любовь к природе;
- духовно- нравственные качества;
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, к малой родине;
- воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.
На проведение занятий кружка "Юный исследователь" в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа за год.
Тематический план проведения занятий
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Форма проведения итогов реализации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Как выбрать тему собственного исследования? | 1 | - | - |
2 | Планирование и проведение самостоятельного исследования. | 1 | 1 | презентация |
3 | Отбор литературы и его структурирование. Выбор методов исследования. | 1 | 3 | плакат |
4 | Работа в компьютерном классе. | 1 | 2 | Сочинение (эссе) |
5 | Учимся оформлять работу. | 1 | 3 | презентация |
6 | Подготовка к выступлению. | 1 | 3 | сборник |
7 | Выступление. | 1 | 2 | доклад |
8 | Защита работы. | 1 | 3 | презентация |
9 | Экспресс-исследование | 1 | 2 | плакат |
10 | Собственное мини-исследование. | 1 | 2 | презентация |
11 | Собственный мини-проект. | 1 | 4 | презентация |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание (ТСО, ИКТ и т.д.) | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Как выбрать тему собственного исследования? | 1 | 6.09 | ||
2 - 3 | Планирование и проведение самостоятельного исследования. Практическая работа: проект "Любимые уроки" | 2 | 13.09 20.09 | ||
4 - 7 | Отбор литературы и его структурирование. Выбор методов исследования. Практическая работа: проект "Нашей школе - 85 лет" | 4 | 27.09 4.10 11.10 18.10 | ||
8 - 10 | Работа в компьютерном классе. Практическая работа: проект "Загадки домашних имен" | 3 | 25.10 1.11 15.11 | ||
11 -14 | Учимся оформлять работу. Практическая работа: проект "Здоровое питание" | 4 | 22.11 29.11 6.12 13.12 | ||
15 - 17 | Подготовка к выступлению. Практическая работа: проект "О домашних животных" | 3 | 20.12 27.12 10.01 | ||
18 - 20 | Выступление.. Практическая работа: проект "Какой бывает песок" | 3 | 17.01 24.01 31.01 | ||
21 - 24 | Защита работы. Практическая работа: проект "Вода, которую мы пьем" | 4 | 7.02 14.02 21.02 28.02 | ||
25 - 27 | Экспресс-исследование. Практическая работа: проект "Сладкий снег". | 3 | 7.03 14.03 21.03 | ||
28 -30 | Собственное мини-исследование. Практичес -кая работа: проект "Сказка ложь, да в ней намек: почему в сказках к животным обращаются по имени-отчеству" | 3 | 4.04 1.04 18.04 | ||
31 - 34 | Собственный мини-проект. Практическая работа: проект на свободную тему. | 4 | 25.03 16.05 23.05 |
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Список литературы
Для учителя
- Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с.
- Серёгина Н.А. «Диалог с текстом» на уроках чтения.//Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 15-20
- Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35.
- Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – 39с
- Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – 52с.
- . Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №8. – 50с
- Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.
- Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №1. – с.39-42
- Бакулин В.М..Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17
- Богданец Т.П. Изучение свойств льда в экологическом аспекте.//Начальная школа. – 2008, - №1. – с.38-42
- Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной школой.- 2010, - №3. – с.68-70.
- Алексеева Е.М.. Второклассники и конференция. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №3. – с.25-31
- Стрельцова Г.Л. Мир леса. //Начальная школа . – 2007, - №9. – 66с
- Шавалеева Е.В. Пятый океан необходимо охранять.//Начальная школа . – 2009, - №11. – 34с
Лист внесенных изменений
№ п\п | Номер урока | Содержание изменений |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
18 | ||
19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...