Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_issledovateli.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-основная общеобразовательная школа с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области
Рассмотрено: Руководитель ШМО: Свинаренко Е.А. пр.№1 от 28.08.2017 г. | « Согласовано» Зам. директора по УВР: Бабакина Л.А. «29» августа 2017 г. | « Утверждаю» Директор МОУ-ООШ с.Георгиевка Т.С.Горбунова пр.179от 29.08.2017 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
кружка «Я- исследователь»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 9-10лет.
Учитель:
Свинаренко Е.А.
2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка.
Знание составляется из мелких крупинок
ежедневного опыта.
Д.И.Писарев.
Рабочая программа кружка « Я – исследователь» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями .
- Примерной основной образовательной программы начальной школы 2012 г.
- Основная образовательная программа ООО Муниципального общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области.
- Положение Муниципального общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок « Я – исследователь» будет одной из таких форм.
Программа кружка предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы.
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа кружка рассчитана на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | Итого | ||
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. | 1 | 1 | 2 |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | 2 | 3 |
4. | Основные источники получения информации. | 1 | 2 | 3 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 1 | 1 | |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | 2 | 4 |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 1 | 2 | 3 |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 1 | 2 | 3 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 2 | 3 |
10. | Тематические учебные исследования. | 2 | 8 | 10 |
Итого | 11 | 23 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
- Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»,
определение содержания для исследования по теме: «Сколько весит здоровье
ученика? ».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза
исследования.
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект
исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по
исследованию «Вода – живая ли она? ». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации.
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт –
диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Чистота на моей улице.
Что я могу сделать с мусором?».
8. Оформление работы. Подготовка доклада.
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.Практика: доклады по теме: «Лук от семи недуг». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Огонь- друг или враг? ».
10. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Приложение № 1
Этапы информационного поиска.
- Определение информационного запроса.
- Поиск и локализация информации.
- Критическая оценка полученной информации.
- Сравнение информации, полученной из разных источников.
- Презентация полученных результатов.
- Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
- Выступление автора с докладом ( 10 мин)
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
- Приветствие
- Тема учебно-исследовательской работы.
- Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
- Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
- Гипотеза учебно-исследовательской работы.
- Значимость учебно-исследовательской работы.
- Объект и предмет исследования.
- Этапы учебно-исследовательской работы.
- Результаты учебно-исследовательской работы.
- Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 2
Требования к содержанию
учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №3
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы ; • указатели |
Приложение № 4
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
- алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
- библиография;
- внедрение;
- гипотеза исследования;
- дедукция, деятельность;
- закон, закономерность;
- индукция, историзм, индикатор, исследование;
- концепция, креативность, критерий;
- метод, моделирование, мониторинг;
- наблюдение, новация, новшество, наука;
- обобщение, объект, опыт;
- проект, предмет исследования, принцип;
- рецензия, рефлексия;
- сравнение, синтез, системный анализ;
- теория, творческий подход, технология;
- факт;
- эксперимент.
Приложение № 5
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора. - Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной
темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение № 6
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Календарно- тематическое планирование кружка «Я- исследователь»
№п/п | Тема исследования | Кол-во часов | План | Факт | Примечание |
1-2 | Имя в жизни человека. | 2 | |||
3-4 | Сколько весит здоровье ученика? | 2 | |||
5-6 | Если хочешь быть здоров. | 2 | |||
7-8 | Мобильный телефон- друг или враг? | 2 | |||
9-10 | Собака друг человека или человек друг собаки? | 2 | |||
11-12 | Попугай- дикое или домашнее животное? | 2 | |||
13-14 | Огонь- друг или враг? | 2 | |||
15-16 | Чему нас учат мультфильмы? | 2 | |||
17-18 | Вода – живая ли она? | 2 | |||
19-20 | Вкусно – не значит полезно. | 2 | |||
21-22 | Шоколад – вред или польза. | 2 | |||
23-24 | Сорняки – лекарства. | 2 | |||
25-26 | Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
| 2 | |||
27-28 | Экопродукты моего огорода. | 2 | |||
29-30 | Береза-символ России. | 2 | |||
31-32 | Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? | 2 | |||
33 | Лук от семи недуг. | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ...
Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...
Рабочая программа кружка "Я-исследователь"
Рабочая программа кружка дополнительного образования создана на основе программы и разработок А.И.Савенкова для учащихся начальной школы.Цель;научить детей основам исследовательской деятельности....
Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить це...
Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
Программа кружка составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края....