Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

       Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_ya-issledovatel.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

                 

  Рабочая программа по внеурочной деятельности

Кружок " Я- исследователь"

для обучающихся 1 е класса

МБОУ «СОШ №18»  

Энгельсского муниципального района

                       

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Фаизова Альфия Фягимовна,

учитель начальных классов

                                     

Пояснительная записка

       Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
  • с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Обоснование актуальности, педагогической целесообразности использования авторской программы.

            Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Общая характеристика курса.

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. 

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

      Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

1) видеть проблемы; ставить вопросы;

2) выдвигать гипотезы; давать определение понятиям;

3) классифицировать; наблюдать;

4) проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

5) структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;

6) объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

      Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Основное содержание

Подпрограмма  «Тренинг» (20ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные иошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическиезанятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания попроведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (9ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинаетсбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

      Подпрограмма  «Мониторинг» (4ч.)

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.


Календарно-тематическое  планирование  кружка  «Я - исследователь»

1 класс 33 часа

Раздел.

Тема занятия

Форма организации внеурочных занятий

Формируемые УУД

Дата проведения занятий

Планируем.

Фактич

1 четверть

1.

Что такое исследование.

Исследование

Как и где человек проводит исследования в быту?

Беседа

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Личностные УУД:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные УУД:

-оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.

-овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность.

КоммуникативныеУУД:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации

7.09 15 г.

2.

Что такое научные исследования

Беседа

14.09.15 г.

3.

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Диспут

21.09.15 г.

4.

Что такое эксперимент.

Коллективные  творческие дела

28.09.15 г.

5.

Эксперимент

Сюжетно -ролевые игры

05.10.15 г.

6.

Учимся вырабатывать гипотезы.

Просмотр и обсуждение видеоматериала

12.10.15 г.

7.

Знакомство с логикой.

Логические игры

Просмотр и обсуждение видеоматериала

19.10.15 г.

8.    

Знакомство с логикой.

Логические игры

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей

Регулятивные УУД:

-планировать свои действия

-оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.

Познавательные УУД:

-овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность

КоммуникативныеУУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению

26.10.15 г.

9.    

Как задавать вопросы.

Практическое занятие

09.11.15 г.

10.    

Задания  на проверку и тренировку наблюдательности.

Работа в группах

16.11.15 г.

11.    

   

Тренировка наблюдательности

Работа в группах

23.11.15 г.

12.     

Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Проектная деятельность

30.11.15.

13.     

Учимся выделять главное и второстепенное.

Практическое занятие

07.12.15 г.

14.    

Что такое парадоксы? Как делать схемы.

Практические занятия

14.12.15 г.

15.     

    

Как работать с книгой.

Просмотр  и обсуждение видеоматериала

21.12.15 г.

16.    

Практические задания по созданию схем объектов

Работа в малых группах

28.12.15 г.

17.     

Практическое задание — пиктограммы

Викторина

11.01.16 г.

18.   

Что такое мысленный эксперимент

Беседа

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности

-формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии

Регулятивные УУД:

-оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.

ПознавательныеУУД:

-овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость. 

КоммуникативныеУУД:

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия

18.01.15 г.

       19.

Мысленные эксперименты.

Беседа

25.01.15 г.

20.    

Эксперименты  на моделях

Тренинг

01.02.16 г.

21.     

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. 

Тест

08.02.16 г.

22.     

    

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. 

Индивидуальные формы работы

22.02.16 г.

23.    

«Экспресс – исследование.  «Какие коллекции собирают люди»

Индивидуальные формы работы

29.02.16 г.

24.    

Моя коллекция

Творческий проект

07.03.16 г.

25.    

Коллективная игра – исследование.

Практическое занятие

14.03.16 г.

26.     

Развитие логики

Логические игры

21.03.16 г.

27.    

Игра: «Какой я наблюдатель»

Логические игры

04.04.16 г.

28.    

Мои наблюдения за птицами

Практическое занятие

11.04.16 г.

29.    

Чем исследование отличается от проекта.

Беседа

Личностные УУД:

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия

Познавательные УУД:

-включаться в  процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.

-проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,

-высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. 

КоммуникативныеУУД:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

18.04.16 г.

30.    

Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Практическое задание

25.04.16 г.

31.    

Мой проект. Представление своих проектов

Презентация

Защита проекта

16.05.16 г.

           32,

     33.  

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проекта

23.05.16 г.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

      В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.

      Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.

      В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

      В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,
  • следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
  • возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения
  • в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.      Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников -Самара : Издательство «Учебная литература», 2010.

2.      Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

3.      Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

4.      Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

5.      Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

6.      Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

7.      Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

8.      Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

9.      Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

10.  Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

11.  Использование интерактивной доски и интерактивного оборудования.

12.  Использование цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...