Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_ya-issledovatel.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Кружок " Я- исследователь"
для обучающихся 1 е класса
МБОУ «СОШ №18»
Энгельсского муниципального района
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Фаизова Альфия Фягимовна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
- с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Обоснование актуальности, педагогической целесообразности использования авторской программы.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Общая характеристика курса.
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
1) видеть проблемы; ставить вопросы;
2) выдвигать гипотезы; давать определение понятиям;
3) классифицировать; наблюдать;
4) проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;
5) структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;
6) объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Основное содержание
Подпрограмма «Тренинг» (20ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные иошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическиезанятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания попроведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (9ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинаетсбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (4ч.)
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Календарно-тематическое планирование кружка «Я - исследователь»
1 класс 33 часа
№ | Раздел. Тема занятия | Форма организации внеурочных занятий | Формируемые УУД | Дата проведения занятий | |
Планируем. | Фактич | ||||
1 четверть | |||||
1. | Что такое исследование. Исследование Как и где человек проводит исследования в быту? | Беседа Просмотр и обсуждение видеоматериала | Личностные УУД: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы; -интерес к новому содержанию и новым способам познания Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия Познавательные УУД: -оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод. -овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. КоммуникативныеУУД: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации | 7.09 15 г. | |
2. | Что такое научные исследования | Беседа | 14.09.15 г. | ||
3. | Где и как используют люди результаты научных исследований? | Диспут | 21.09.15 г. | ||
4. | Что такое эксперимент. | Коллективные творческие дела | 28.09.15 г. | ||
5. | Эксперимент | Сюжетно -ролевые игры | 05.10.15 г. | ||
6. | Учимся вырабатывать гипотезы. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 12.10.15 г. | ||
7. | Знакомство с логикой. | Логические игры Просмотр и обсуждение видеоматериала | 19.10.15 г. | ||
8. | Знакомство с логикой. | Логические игры | Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей Регулятивные УУД: -планировать свои действия -оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод. Познавательные УУД: -овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность КоммуникативныеУУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению | 26.10.15 г. | |
9. | Как задавать вопросы. | Практическое занятие | 09.11.15 г. | ||
10. | Задания на проверку и тренировку наблюдательности. | Работа в группах | 16.11.15 г. | ||
11.
| Тренировка наблюдательности | Работа в группах | 23.11.15 г. | ||
12. | Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). | Проектная деятельность | 30.11.15. | ||
13. | Учимся выделять главное и второстепенное. | Практическое занятие | 07.12.15 г. | ||
14. | Что такое парадоксы? Как делать схемы. | Практические занятия | 14.12.15 г. | ||
15.
| Как работать с книгой. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 21.12.15 г. | ||
16. | Практические задания по созданию схем объектов | Работа в малых группах | 28.12.15 г. | ||
17. | Практическое задание — пиктограммы | Викторина | 11.01.16 г. | ||
18. | Что такое мысленный эксперимент | Беседа | Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности -формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии Регулятивные УУД: -оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод. ПознавательныеУУД: -овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость. КоммуникативныеУУД: -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия | 18.01.15 г. | |
19. | Мысленные эксперименты. | Беседа | 25.01.15 г. | ||
20. | Эксперименты на моделях | Тренинг | 01.02.16 г. | ||
21. | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | Тест | 08.02.16 г. | ||
22.
| Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | Индивидуальные формы работы | 22.02.16 г. | ||
23. | «Экспресс – исследование. «Какие коллекции собирают люди» | Индивидуальные формы работы | 29.02.16 г. | ||
24. | Моя коллекция | Творческий проект | 07.03.16 г. | ||
25. | Коллективная игра – исследование. | Практическое занятие | 14.03.16 г. | ||
26. | Развитие логики | Логические игры | 21.03.16 г. | ||
27. | Игра: «Какой я наблюдатель» | Логические игры | 04.04.16 г. | ||
28. | Мои наблюдения за птицами | Практическое занятие | 11.04.16 г. | ||
29. | Чем исследование отличается от проекта. | Беседа | Личностные УУД: -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия Познавательные УУД: -включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний. -проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, -высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. КоммуникативныеУУД: -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 18.04.16 г. | |
30. | Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. | Практическое задание | |||
25.04.16 г. | |||||
31. | Мой проект. Представление своих проектов | Презентация Защита проекта | 16.05.16 г. | ||
32, 33. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проекта | 23.05.16 г. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
- устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
- планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,
- следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
- возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения
- в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников -Самара : Издательство «Учебная литература», 2010.
2. Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
4. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.
6. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.
7. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.
9. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.
10. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
11. Использование интерактивной доски и интерактивного оборудования.
12. Использование цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...