Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа кружка составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Основы научно-исследовательской и проектной работы в 1 классе
Программа кружка составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края
Количество часов по программе - 2 часа в неделю
Количество часов в год 66
Из них:
- аудиторные занятия 40
-внеаудиторные занятия 26
Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.
Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» ; овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окру; окружающей среды.
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
1. Она имеет краеведческую направленность.
2. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения.
3. Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической культурологической грамотности и соответствующих компетенций: умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видиотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
1-ro года занятий проектной деятельностью
по курсу «Окружающий мир»
Цель проектной деятельности по созданию пособий — изучение
природы родного края.
Конечный результат 1-го года занятий обучающихся — «Определитель растений родного края».
«Определитель растений родного края» — коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива — «Определитель растений родного края»).
Необходимые учебные пособия:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий. мир: Учебник: 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы: 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.. Окружающий мир: Хрестоматия: 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя: 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
№ п/п | Тема занятия | Форма организации занятия | Кол-во часов. Дата проведения |
1 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) | Групповая и индивидуальная деятельность аудиторное занятие внеаудиторное занятие (экскурсия в парк, посещение библиотеки) | 4 4 |
2 | Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) | Групповая и индивидуальная деятельность аудиторное занятие внеаудиторное занятие (экскурсия на пришкольный участок, посещение библиотеки) | 4 4 |
3 | Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе) | Коллективная и индивидуальная деятельность аудиторное занятие (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) внеаудиторное занятие (экскурсия в парк, на пришкольный участок) | 3 3 |
4 | Дикорастущие растения региона | Коллективная и индивидуальная деятельность аудиторное занятие внеаудиторное занятие (экскурсии в парк, посещение библиотеки) | 4 4 |
5 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) | Индивидуальная и коллективная деятельность аудиторное занятие (работа с источником информации, презентации и их оценка, отчеты по результатам работы с источником информации и наблюдений во время экскурсии) внеаудиторное занятие (экскурсия на пришкольный участок, в кабинет биологии) | 6 4 |
6 | Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России | Индивидуальная и коллективная деятельность аудиторное занятие (работа с источником информации, презентации и их оценка, отчеты по результатам работы с источником информации и наблюдений во время экскурсии) внеаудиторное занятие (экскурсии в заповедник, городской парк) | 8 4 |
7 | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» | Коллективная и индивидуальная деятельность аудиторное занятие внеаудиторное занятие (работа в библиотеке, кабинете информатики) | 11 3 |
Содержание деятельности обучающихся
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы., тополя, ясеня, каштана, ели, сосны). Сопоставление листьев с их иллюстрациями, узнавание деревьев по иллюстрациям. Определение названия деревьев по их листьям. Зарисовка листьев по их контуру и раскрашивание по образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)
Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Классификация листьев кустарника по основанию «формы листа». Определение кустарников по листьям. Узнавание кустарников по их листьям на иллюстрациях. Зарисовка листьев по образцу и раскрашивание. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).
Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревьев», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и др. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки»). Индивидуальные разработки и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 4. Дикорастущие растения региона
Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям, коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. Сушка листьев и семян растений.
Выставка материалов с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами.
Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона.
Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).
Посещение пришкольного участка с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона». Презентация по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края». Оформление страниц «Определителя растений родного края».
Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.
Самостоятельный поиск информации в различных источниках с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона». Экскурсия в заповедник с целью знакомства с исчезающими растениями региона. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.
Презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона». Выставка «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края». Оформление страниц «Определителя растений родного края».
Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир».
Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение. Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).
Срок реализации: 2011-2012 учебный год.
Ожидаемые результаты: сформировать у детей навыки и умения исследовательского поиска, расширение кругозора учащихся, освоение ими механизмов самостоятельного получения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ...
Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...
Рабочая программа кружка "Я-исследователь"
Рабочая программа кружка дополнительного образования создана на основе программы и разработок А.И.Савенкова для учащихся начальной школы.Цель;научить детей основам исследовательской деятельности....
Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить це...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС....