Проект
методическая разработка по теме

Зандраева Баира Эрдынеевна

 

Использование методики развития внимания как средства формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zandraeva_b.e._proekt.docx208.47 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Краевой конкурс молодых педагогов

«Современный педагог  - новая школа»

ПРОЕКТ

Автор: Зандраева Баира Эрдынеевна,

Учитель начальных классов

Нуринской средней

 общеобразовательной школы

Чита 2012

  1. Организация

  1. Населенный пункт

  1. Название проекта

Использование методики развития внимания как средства формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста.

  1. Автор проекта

Зандраева Баира Эрдынеевна, учитель начальных классов ____________,

  1. Аннотация проекта (краткое описание): 

Образовательный проект «Использование методики развития внимания как средства формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста» осуществляется в форме включения детей в разнообразные виды деятельности. Данный проект посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание различных методов обучения. В работе обосновывается необходимость использования данных методов для развития внимания, познавательной активности учащихся, повышения эффективности урока.

В процессе работы над проектом родители становятся непосредственными участниками учебного процесса, который перерастает в тесное содружество школы и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, использовать развивающие упражнения в повседневной жизни, а с другой стороны – обогатить воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Критерии оценки ожидаемых  результатов

  1. уровень мотивации учащихся к предметам изучаемых в начальной школе.
  2. качество знаний по предметам.
  3. уровень самоопределения учащихся в видах и формах  творческой деятельности.
  4. результативность  творческой деятельности учащихся.
  5. динамика уровня сформированности коммуникативной, культурной компетенций обучающихся;
  6. накопляемость собственного методического банка учителя, осуществляющего проектную деятельность.

Как и в любом проекте, требующим вложения немалых сил и энтузиазма, могут возникнуть сложности. Сложность, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.

  1. Обоснование актуальности проекта

Информатизация общества, многообразие социальных взаимодействий, рост темпа нашей жизни требуют от людей большей мобильности, расширения объема знаний, развития способностей. Все это не могло не оказать влияния на детей, их воспитание и обучение. Современная система образования предъявляет достаточно высокие требования к произвольности детского внимания, умению работать самостоятельно и контролировать результаты своей деятельности.

Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося [Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.].

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

Методика развития внимания опирается на следующие принципы:

  1. деятельности – развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
  2. психологической комфортности – ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
  3. сотрудничества педагога со школьным психологом службой и родителями;
  4. индивидуальности – необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
  5. последовательности – предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
  6. поэтапности – необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
  7. цикличности – включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.

Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания учащихся начальных классов.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно [Кривкова И.В. Средства, формы и методы формирования внимания учащихся начальных классов на уроках /Электронный ресурс/ Режим доступа: http://nsportal.ru/krivkova-irina-vilevna].

Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

Работа над проектом должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Задания, которые можно легко найти в специальной литературе, необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только, так называемые, основные предметы, но физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная.

  1. Миссия, цель и задачи проекта

Миссия проекта обеспечить детей интересной, познавательной, комфортной учебной деятельностью и воспитать их неравнодушными и отзывчивыми.

Развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, возможно добиться достижения следующих целей:

  1. повышение качества и прочности знаний учащихся;
  2. создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;
  3. преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
  2. научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
  3. содействовать развитию произвольного внимания;
  4. углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
  5. учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

  1. Целевая аудитория проекта:

Участники проекта: учитель, ученики 1-4 классов и их родители. 

Автор проекта разрабатывает и реализует перспективный тематический план; циклы игр-занятий, создает условия для развития познавательной деятельности;

Первоклассники, как правило, чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Однако по итогам наблюдений педагогов и психологов, можно сказать, что и некоторые учащиеся 2-х – 4-х классов показывают низкий уровень развития произвольного внимания.

Провести просветительскую работу с родителями: показать им необходимость помощи своим детям не просто при выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребёнка; научить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни.

  1. Поэтапный план реализации проекта:

№ п/п

Мероприятие, деятельность

Срок проведения

Ответственный

Краткое описание мероприятия, деятельности

I этап

Информационно-аналитическое обеспечение проекта. Сбор и анализ информации. Анализ, совершенствование материально-технической базы

I полугодие 2012-2013 учебный год

Подбор и изучение литературы по вопросам методики развития внимания.

Изучение передового педагогического опыта работы по развитию внимания учащихся начальных классов.

Подбор  с психологом школы методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.

Анализ результатов педагогической диагностики.

II этап

Методическое обеспечение проекта

II полугодие

2012-2013 учебный год

Составить перспективный тематический план по развитию у детей внимания.

Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.

Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги.

III этап

Практический. Реализация проекта в учебно-воспитательном процессе

2013-2014 учебный год

Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.

Методические приемы: Методика “Волшебные квадраты”, методика Мюнстерберга и др. Аудиовизуальные средства обучения.

Проведение с родителями собраний, встреч.

IV

Обобщающий

(результативно-оценочный)

2014-2015

учебный год

Подготовка отчета о внедрении проекта.

Методические разработки уроков.

Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Оценка эффективности реализации проекта.

Организация тематических семинаров.

  1. Описание источников необходимых ресурсов (собственные и привлеченные ресурсы):

Для практической реализации проекта необходимы следующие ресурсы: кадровые:

  1. руководитель проекта – учитель начальных классов
  2. участники – учащиеся 1 -4 класса

учебно-методические:

  1. учебно- методическая литература по теме проекта;
  2. публицистическая, психолого-педагогическая, дидактическая литература;

финансово-материальные:

  1. приобретение учебной литературы;
  2. дидактический материал;
  3. технические средства обучения:  компьютер,  мультимедийная аппаратура, экран, электронные носители.

  1. Смета на подготовку и реализацию проекта

№ п/п

Наименование расходов

Количество

Сумма

Статья расходов

Приобретение персонального компьютера в учебную аудиторию

1

20000

Мультимедийный проектор

1

10000

Экран

1

10000

Приобретение учебно-методической литературы по теме проекта

5000

Дидактический материал

5000

  1. Социальный эффект от реализации проекта

Показатели достижения целей и решения задач

  1. Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности на уроках.
  2. Повышение качества знаний.
  3. Самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности.
  4. Повышение активности участия учащихся в конкурсах, олимпиадах.
  5. Формирование передового практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих развитию внимания и творческих способностей детей.
  6. Методический банк инновационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся.
  7. Положительная динамика уровня сформированности коммуникативной, культурной компетенций обучающихся.
  8. Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни учеников.

  1. Перспективы развития проекта

Методика может быть использована в работе с детьми, испытывающими трудности обучения. Хотя методика предназначена для учащихся начальной школы, отдельные таблицы могут быть использованы для работы и с более младшими и старшими детьми (с соответствующими изменениями).

Развивающие упражнения можно использовать и во внеурочной деятельности. Их достоинством можно считать возможность придания им игрового и соревновательного оформления. Данная методика открывает для творчески работающих учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные апробированные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....