Памятки по русскому языку, математике и литературному чтению (УМК Школа России).
методическая разработка (3 класс)

Зайцева Елена Александровна

На данной странице вы найдете полезные памятки по русскому языку,
математике, чтению и сможете скачать их себе в формате .docx.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_na_sayt.docx191.8 КБ

Предварительный просмотр:

 


Х + 12 = 30

Х - 12 = 30

Х = 30 - 12

Х = 30 + 12

Х = 18

Х = 42

18 + 12 = 30

42 - 12 = 30

30 = 30

30 = 30

12 + Х = 30

30 - Х = 12

Х = 30 - 12

Х = 30 - 12

Х = 18

Х = 18

12 + 18 = 30

30 - 18 = 12

30 = 30

12 = 12

12        +        10        =        22

1)        1 слагаемое        2  слагаемое        сумма

сумма чисел 12 и 10

12        -        10        =        2

2)        уменьшаемое        вычитаемое        разность разность чисел 12 и 10

3)        12        :        2        =        6

делимое        делитель        частное

частное чисел 12 и 2

12        •        2        =        24

4)        1  множитель        2 множитель        произведение

произведение        чисел 12 и 2

Х :  2 = 30        Х •  2 = 30

Х =  30 • 2        Х = 30 : 2

Х = 60        Х = 15

60 : 2 = 30        15 •  2 = 30

30 = 30        30 = 30

30  :  Х  = 15        2 •  Х = 30

Х =  30 :  15        Х = 30 : 2

Х = 2        Х = 15

30  • 2 = 15        2  •  15  = 30

15 = 15        30 = 30

 

Единицы длины        Единицы массы        Единицы времени 1 см =  10 мм                1 кг = 1 000 г        1 мин. = 60 сек.

1 дм  = 10 см        1 ц = 100 кг        1 час = 60 мин.

1 м        = 10 дм        1 т =  1 000 кг        1 сут. = 24 часа

1 м = 100 см        1 т = 10 ц        1 год = 12 мес.

1 км =  1 000 м        1 век = 100 лет

Единицы площади

1 см ²  = 100 мм²        1 дм² = 10 000 мм²

1 дм²        = 100 см²        1 м² = 10 000 см²

1 м²        = 100 дм²        1 а        = 10 000 дм²

1 а        = 100  м²        1 га        = 10 000 м²

1 га        = 100 а        1 км² = 10 000 а

1 км²        = 100 га        1 км² = 1 000 000 м²

Чтобы найти часть от целого, выраженное дробь, нужно целое разделить на нижнее число (знаменатель), затем умножить на верхнее число (числитель).

Найти одну пятую часть от км        1000 : 5 • 1 = 200 м

найти   ¼ от часа        60 : 4 • 1 = 15 мин.

найти   2/5 от кг        1000 : 5 • 2 = 400 г

Чтобы найти целое по его части (выраженное дробью), нужно число разделить на дробь.

Найти длину отрезка, если 1/4 этого отрезка равняется 10 см.

10 : 1/4 = 10 • 4 : 1 = 40 см

Найти, чему равна длина полотна, если его 3/6 части равны 25 м.

25 : 3/6 = 25 • 6 : 3 = 50 м

Разделы русского языка

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

Графика – письменные знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания.

Словообразование – состав слов.

Морфология – раздел языка о частях речи.

Орфография – правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Синтаксис – раздел науки о языке,  изучающий словосочетания и предложение.

Пунктуация – все  правила о постановке знаков препинания в тексте.

Звуки и буквы

C:\Users\CloudSYS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\33а.png

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и

                                                2 знака

Согласные звуки

Всегда мягкие - Й, Ч, Щ

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц

Согласный звук бывает парными или непарным, звонким или глухим, твёрдым или мягким

Гласных звуков – 6 (а, о, у, ы, э, и)

Гласные первого ряда указывают на твердость согласного звука

Гласные второго ряда указывают на мягкость согласного звука

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука когда находятся

  • в начале слова
  • после гласных
  • после Ь или Ъ знаков

Порядок фонетического разбора слова.

1.Ударение, слоги.

2.Фонетическая транскрипция.

3.Гласные буквы и характеристика их звуков:

                       ударный  и безударные (может быть 2 звука)

4.Согласные буквы и характеристика их звуков:

                          парный или непарный,

                          звонкий и глухой,

                          твердый и мягкий

5.Количество звуков и букв.

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Вопросы

Выражено

Подлежащее

кто?

что?

существительным,

местоимением

Сказуемое

что делал?

что делает?

что сделает?

глаголом

Второстепенные члены предложения

Вопросы

Выражено

Определение

какой?   какая?

какое?   какие?

прилагательным,

существительным

Дополнение

– – – – – – –

вопросы косвенных падежей

кого?   чего?

кому?   чему?

      кого?     что?

кем?    чем?

о ком?  о чем?

существительным, местоимением

Обстоятельство

места

времени

образа действия

где? куда? откуда?

когда? как долго?

с каких пор?

до каких пор?

как? каким образом?

существительным, словосочетанием, различными  частями речи

Характеристика предложений

     Предложения могут быть простые и сложные. В простых предложениях одна основа, в сложных – две и более основ

Виды предложений

  • По интонации

Восклицательное или невосклицательное;

  • По цели высказывания

Повествовательное (о чем-либо говорит);

Вопросительное (о чем-либо спрашивает);

Побудительное (побуждают что-либо делать)

  • По наличию второстепенных членов

Нераспространённое (когда в предложении только главные  

                                      члены предложения)

Распространённое (в предложении есть и главные и

                                второстепенные члены предложения)

Знаки препинания в предложениях.

  • В предложениях перед союзами а, но всегда ставится запятая. Пример: Зимой холодно, а летом жарко.

                             Мороз невелик, но стоять не велит.

  • В простых предложениях при перечислении ставятся запятые.

      Пример: Мама принесла из магазина сметану, молоко, хлеб.

  • Если при перечислении один раз употребляется союз и,

то запятая не ставиться.

     Пример: На грядке росла  морковь, свёкла и капуста.

  • Если союз и повторяется несколько раз, то перед второй и последующими союзами ставится.

  Пример:  В лесу росли и берёзки, и дубки, и осинки, и кустики.

  • В сложных предложениях запятыми отделяются основы.

Пример: Весной прилетают птицы, распускаются цветочки,

зеленеет травка.

Состав слова

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы определить окончание, надо изменить форму слова.

Основа – часть слова без окончания.

Корень – значимая общая часть родственных слов.

Чтобы определить корень, надо подобрать родственные слова.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова. Чтобы определить приставку, надо подобрать родственные слова с разными приставками и без них.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончания существительных

-а, -я, -о, -е, -и, -ы

-у, -ю, -ом, -ем, -ой, -ей

В существительных на _ЦИЯ: -я, -и, -ю

Окончания прилагательных

-ая, -яя, -ую, -юю, -ой, -ей

-ого, -его, -ому, -ему, -им,-ым, -ом, -ем

-ое,-ее, -ого, -его,

-ие, -их, -ими, -ыми

Окончания глаголов

-а, -и, -о, -е

-ит, -ет

-ешь, -ишь, -ете, -ите

Окончаний у наречий НЕТ.

Суффиксы

Существительных

Прилагат.

Глаголов

-чик

-щик

-очк

-ечк

-онок

-ёнок

-ск

прош.вр.

-ик

-ек

-ник

-оньк

-еньк

-ат

-ят

-ов

-ев

-лив

-чив

-ть

неопр.ф.

-ок

-ёк

-ишк

-ышк

-ист

-ищ

-тель

-оват

-еват

-чат

-сь

возвратные глаголы

-ин

-ищ

-ышек

--итор

 -атор

-оньк

-еньк

-ист

-ся

-ец

-ач

-ушк

-юшк

-есть

-ость

-ин

-ын

-ущ

-ющ

-чк

-енн

-ств

-тельн

-охоньк

Приставки

Неизменяемые

в-  вы-

с-  

у-

пере-  пред-  предо-

о-  об-  обо-  

во-  до-  со-

от-  ото-  

по-  под-  подо- про-

за-  на-  над-  надо-

НЕ-  -  в наречиях под ударением

            и в остальных частях речи

НИ-  – в наречиях без ударения

ПРЕ -  в значении очень (превкусный)

            в значении пере- (преградить)

Изменяемые

рас-  (рос-)

раз-  (роз-)  (разо-)

чрез-   через-

без-   (бес-)

из-   (ис-)

низ-   (нис-)

воз-  (вос-)

вз-  (вс-)

З в приставках – перед звонкой согласной, перед гласной;

С в приставках – перед глухой согласной

бездарный –  беспомощный

возраст – воспитывать

_________________________________

О в приставках под ударением

А в приставках без ударения

роспись - расписаться

Иноязычные

а-  анти-  архи-  интер-  контр-  ультра-  де-  дез-  дис-  ре-  экс-  им-

Имя существительное – значимая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Начальная форма имени сущ. – ед.ч., кто? что? (И.падеж)

Имена существительные бывают

  • собственные или нарицательные
  • одушевленные или неодушевленные

Имена существительные могут быть единственного или  

                                                        множественного числа

Род имени существительного

Мужской род – он, мой

Женский род – она, моя

Средний род – оно, моё

Склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р.

-а, -я

м.р.

ж.р.

Ь

м.р.

ср.р.

- о, -е

Падежи:

Именительный

кто?

что?

Родительный

(нет)

кого?

чего?

Дательный

(даю)

кому?

чему?

Винительный

(вижу)

кого?

что?

Творительный

(горжусь)

кем?

чем?

Предложный

(говорю)

о ком?

о чем?

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи

2. начальная форма (И.падеж, ед. число)

3. Собственное или нарицательное

4. Одушевленное или неодушевленное

5. Род

6. Склонение

Непостоянные признаки:  7. Падеж       8. Число

Имя прилагательное – значимая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Род            имени прилагательного зависит от рода, числа

Число         и падежа имени существительного

Падеж

Прилагательное во мн. числе по родам не изменяются.

Окончания прилагательных легко определить по роду и запомнить с помощью вопросов:

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

мужской род

какой?

– ой, - ий,  - ый

женский род

какая?

– ая,  -яя

средний род

какое?

– ое, -ее

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

какие?

- ие - ые,

       

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

единственное число

мн. число

м.род

ж. род

ср. род

И.п.

какой?

-ый, -ий

какая?

-ая, -яя

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Р.п.

какого?

-ого, -его

какой?

-ой, -ей

какого?

-ого, -его

каких?

-их, ых

Д.п.

какому?

-ому, -ему

какой?

-ой, -ей

какому?

-ому, -ему

каким?

-им, -ым

В.п.

какой?

-ий, -ый

какую?

-ую, -юю

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Т.п.

каким?

-им, -ым

какой?

-ой, -ей

каким?

-им, -ым

какими?

-ими, -ыми

П.п.

о каком?

-ом, -ем

о какой?

-ой, -ей

о каком?

-ом, -ем

о каких?

-их, -ых

Глагол – это значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? В предложении глагол является сказуемым.

ЗАПОМНИ:

  • Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, невзлюбить.
  • Перед глаголами НИКОГДА не бывает предлогов
  • В глаголах после шипящих всегда пишется Ь знак

напишешь, порисуешь,  полюбуешься, улыбаешься, беречь, печь

Глагол имеет начальную форму неопределенную форму  что делать?)

                                                                                                       что сделать?.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – (что сделает? действие уже сделано,  закончено)  напишет

Несовершенный вид – (что делает?  действие не закончено).пишет

Глаголы изменяются по:

Временам:

Настоящее время – что делаю? говорю, смотрю.

Будущее время – что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить.

Прошедшее время – что делал? говорил, сказал.

У глаголов  прош.вр.  есть суффикс -л.

Лицам:

1 лицо – я, мы (говорю, говорим)

2 лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы  настоящего и будущего времени  во 2 л.,  ед.ч., имеют окончание   -ешь, -ишь  (играешь, думаешь)  

На конце глаголов во 2 л., ед.ч., пишется мягкий знак

Числам: Ед. число – смотрит. Мн.число – смотрят

Родам:

М.род – он смотрел      Ж.род – она смотрела      Ср.род – оно смотрела.

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени – это личные окончания.

Спряжение глаголов

изменение  глаголов  настоящего и  будущего времени  по лицам и числам.

Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

1 спряжение –     -у(ю), -ем, (ёт) -ешь,  ете,- ет, ут (ют).

2 спряжение –     - у (ю), им,- ишь, ите,- ит, ат(ят).

Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

1 спр. – в  окончаниях гласная  -Е(Ё),  а в  3 л., мн.ч.  –ут (-ют)

2 спр. – в    окончаниях гласная    -И,  а в 3 л., мн.ч.  -ат (-ят)  

   Спряжение глаголов с безударными  личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед  -ть.

Суффикс   указывает на 2 спряжение.

Суффиксы -а-,-у-,-я-,-е-,-о – на 1 спряжение.

К 1 спряжению относятся все глаголы на  -еть, -ать, -оть, -уть, -ть , и глаголы брить, стелить

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)   и глаголы: гнать, держать, смотреть  и видеть

                дышать, слышать, ненавидеть

                и зависеть, и  терпеть, и обидеть, и вертеть.

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи

2. Начальная форма

3. Вид  (совершенный  что сделать?    несовершенный   что делать?).

4. Спряжение

5. Число, время, лицо, род (в прош. времени)

6. Роль в предложении

Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия предмета и другого признака. Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? как? откуда?  почему?  зачем?    

В предложении наречия чаще всего бывает обстоятельствами.

ЗАПОМНИ:

слева           налево        влево              впереди

справа         направо      вправо            сверху

изредка       быстро        надо                потому

иногда 

сначала

снова

оттуда  

   вокруг                   поблизости          вперед                  издали

назад                     издалека               сзади                     вдалеке

спереди                вместе

Значение

Вопросы

Примеры

1.Наречия  образа

действия

как?

каким образом?

наскоро, отлично, напряженно, тихо, хорошо ,плохо, медленно, громко, замечательно, часто, быстро, блестяще.

2.Наречия времени

когда?

с каких   пор?

до каких пор?

как долго?

когда,   прежде, ежечасно,  годами, сегодня, задолго, сперва, завтра, вскоре, сначала,  теперь.

3.Наречия места

где?

куда?

откуда?

где, здесь, там, нигде, кое – где, влево, вниз, внизу, вдалеке, туда, сюда, домой, везде, издалека, изнутри,  куда, откуда.

Средства художественной выразительности

Метафора - - употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:        крыло самолёта (крыло птицы);        поезд идёт (человек идёт).

Олицетворение - разновидность метафоры, при которой неодушевлённым предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.

Эпитет  -        разновидность метафоры, представляющая собой художественное , образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета: весёлый ветер; кудрявая берёза; золотая осень.

Устойчивый эпитет - эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.

Фразеологический оборот - устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально:

зарубить на носу; собаку съел; бить баклуши; сесть в калошу; море по колено; кот наплакал...

 Особенности лексического значения слов Многозначные слова - которые имеют несколько связанных между собой значений.

(Земля имеет значения: планета, суша, почва)

Омонимы - слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.

(Ключ: ключ от двери; ключ - вода, бьющая из-под земли; ключ - подсказка).

Антонимы - слова противоположные по значению. (Весёлый - грустный; свет - тьма).

Синонимы - близкие или одинаковые по своему значению, разные по написанию.

( Горячий - жаркий; градусник - термометр; бегемот - гиппопотам)

 Средства художественной выразительности

Метафора - - употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:        крыло самолёта (крыло птицы);        поезд идёт (человек идёт).

Олицетворение - разновидность метафоры, при которой неодушевлённым предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.

Эпитет  -        разновидность метафоры, представляющая собой художественное , образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета: весёлый ветер; кудрявая берёза; золотая осень.

Устойчивый эпитет - эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.

Фразеологический оборот - устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально:

зарубить на носу; собаку съел; бить баклуши; сесть в калошу; море по колено; кот наплакал...

 Особенности лексического значения слов Многозначные слова - которые имеют несколько связанных между собой значений.

(Земля имеет значения: планета, суша, почва)

Омонимы - слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.

(Ключ: ключ от двери; ключ - вода, бьющая из-под земли; ключ - подсказка).

Антонимы - слова противоположные по значению. (Весёлый - грустный; свет - тьма).

Синонимы - близкие или одинаковые по своему значению, разные по написанию.

( Горячий - жаркий; градусник - термометр; бегемот - гиппопотам)

Жанры фольклора (народное творчество)

Басня, былина, легенда, дразнилка, загадка, поговорка, пословица, прибаутка, сказка, считалка, скороговорка, закличка, потешка...

Басня - краткий рассказ, чаще в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами чаще всего являются животные и растения. Первый баснописец - Эзоп (Древняя Греция).

Признаки басни: небольшой размер; иносказательность; поучительность.

Былина - сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былины: сказание о богатырях и исторических событиях; сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; неторопливое повествование).

Сказка - занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом...

Признаки: занимательность; наличие законченного сюжета; необычность; наличие вымысла; воспитательная направленность. Виды сказок: сказки о животных; бытовые сказки; волшебные сказки.

Пословица - краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение всегда имеющее форму законченного суждения ( пословица в отличии от поговорки является законченным предложением): "жизнь прожить - не поле перейти"; "цыплят по осени считают"; "Без ьруда не вытащишь и рыбку из пруда".

Поговорка - краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: "воду в ступе  толочь"; "чужими руками жар загребать"; "после дождичка в четверг".

Жанры фольклора (народное творчество)

Басня, былина, легенда, дразнилка, загадка, поговорка, пословица, прибаутка, сказка, считалка, скороговорка, закличка, потешка...

Басня - краткий рассказ, чаще в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами чаще всего являются животные и растения. Первый баснописец - Эзоп (Древняя Греция).

Признаки басни: небольшой размер; иносказательность; поучительность.

Былина - сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былины: сказание о богатырях и исторических событиях; сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; неторопливое повествование).

Сказка - занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом...

Признаки: занимательность; наличие законченного сюжета; необычность; наличие вымысла; воспитательная направленность. Виды сказок: сказки о животных; бытовые сказки; волшебные сказки.

Пословица - краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение всегда имеющее форму законченного суждения ( пословица в отличии от поговорки является законченным предложением): "жизнь прожить - не поле перейти"; "цыплят по осени считают"; "Без ьруда не вытащишь и рыбку из пруда".

Поговорка - краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: "воду в ступе  толочь"; "чужими руками жар загребать"; "после дождичка в четверг".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Обобщение по теме "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс Литературное чтение.УМК "Школа России"

Проверочная работа  по теме "Люблю природу русскую. Зима"  2 класс. Литературное чтение.УМК "Школа России"...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (УМК «Школа России», авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина1 класс) Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Место урока в системе уроков: 2-ой урок по теме: «Сказки, загадки, небылицы»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рук...