Профессиональная компетентность педагога
статья по теме
Статья раскрывает систему компетентности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность педагога.
Хрулёва Г.В.,
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №127
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.
Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют учителю освободить «внутреннего ребенка», позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и за счет получения обратной связи.
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.
Система профессиональных компетентностей учителя
(Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007.)
Компетентность | Содержание компетентности |
Предметно-методологическая компетентность. | Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета. |
Психолого-педагогическая компетентность. | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса. | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования. |
Коммуникативная компетентность. | Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» |
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
Исследовательская компетентность. | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. | Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах). |
Акмеологическая компетентность. | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. |
В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей.
Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. У нас в стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. Феномен тьюторства, как новообразования в сфере обучения, берет свое начало в европейских университетах XIV века: в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в ИМЦ, АППО, РЦОК
- с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- исследований, экспериментов,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Таким образом целенаправленная система методической работы обеспечивает создание необходимых условий для реализации ФГОС, повышает уровень профессиональной компетентности педагога.
Используемая литература:
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
- Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
В статье говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...
Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...