«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»
статья по чтению (2 класс) на тему
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным
общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.
Что же такое педагогический дискурс?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий
младших школьников на уроках
с позиции педагогического
дискурса
в рамках ФГОС»
Свердловская область, Богдановичский район, п.Полдневой, МКОУ «Полдневская ООШ»
учитель начальных классов:
Сирачёва Валентина Андреевна
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным
общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.
Что же такое педагогический дискурс?
Под дискурсом понимается наблюдаемое проявление языка в речи,
объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, которая включает в себя участников дискурса, педагогические цели, ценности, и содержательную составляющую, обеспечивающую приобретение учащимися личностного опыта. Дискурс включает в себя и паралингвистические порождения речи (мимику, жесты, взгляд)
Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения
социальных ситуаций.
В уроке как речевом событии можно выделить несколько основных этапов: организация общения (приветствие учеников учителем и ответное приветствие учеников), объяснение (передача новой информации), контроль (опрос по изученному материалу), завершение общения (подведение итогов урока, прощание с классом). В зависимости от специфики предмета, целей и задач данного урока, выбираю определенный вид работы на уроке. Внутри одного речевого события оказывается много других событий, которые и образуют структуру урока как сложного речевого события.
Речевой фактор играет основную роль в коммуникативной структуре урока.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. Поэтому стараюсь создавать на
уроках условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Диалогическое взаимодействие в обучении ориентирует нас на
принципиально новое качество образования, в котором ценностью являются дар речи, язык понимания, способность к действию, к самоопределению.
Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно-основной вид деятельности ребёнка. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения значительно облегчает учебный процесс.
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и
его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для развития коммуникативных учебных действий незаменимой является работа в парах и группах постоянного и сменного состава.
Особое внимание уделяю на уроках: словесным играм, играм –
драматизациям, инсценировкам, сюжетно- дидактическим и ролевым играм, играм парами, группами.
Важнейшей задачей на уроке является создание с помощью игр атмосферы дружелюбия, принятие друг друга и развитие в играх коммуникативной
культуры детей
Игра «Ваш пропуск, слово!»
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Каждое слово должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. Ведущий поочередно называет слова Контролёр ждёт, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если
в слове правило необходимо, то оно получает от контролёра законный «пропуск». Такое слово можно отметить на письме условным значком. В этой игре школьники учатся сотрудничать друг с другом в достижении конкретной учебной цели.
Игра «Мудрец»
-Закройте глаза, представьте мысленно зелёный луг и большое старое дерево.
Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который вы ему зададите.
-Задайте друг другу вопросы по теме «Гласные звуки и буквы»
-Какой вопрос зададите мудрецу?
Примерный вопрос детей:
- Как проверить безударную гласную на письме? или
- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков?
В процессе коммуникативной игры мы имеем дело с личностно-ориентированным общением, где определяющую роль играет лидер-учитель, независимо от того, какую роль он определяет для себя (ведущий, участник,
член жюри), он остаётся коммуникативным лидером на всех этапах
организации игры на речевом уровне. С помощью учителя воплощается один из важнейших принципов организации игры на уроке – принцип
коммуникативного сотрудничества
Коммуникативная игра, являясь частью педагогического дискурса и обладая его особенностями, имеет специфические, присущие только игровому дискурсу черты, применение которых существенно обогащает педагогическую практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235243-1364975226.jpg)
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-381520-1709350092.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411933-1393409665.jpg)
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462170-1404326298.jpg)
«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324059-1382547654.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1208089-1579289336.jpg)
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...