«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»
статья по чтению (2 класс) на тему
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным
общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.
Что же такое педагогический дискурс?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий
младших школьников на уроках
с позиции педагогического
дискурса
в рамках ФГОС»
Свердловская область, Богдановичский район, п.Полдневой, МКОУ «Полдневская ООШ»
учитель начальных классов:
Сирачёва Валентина Андреевна
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным
общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.
Что же такое педагогический дискурс?
Под дискурсом понимается наблюдаемое проявление языка в речи,
объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, которая включает в себя участников дискурса, педагогические цели, ценности, и содержательную составляющую, обеспечивающую приобретение учащимися личностного опыта. Дискурс включает в себя и паралингвистические порождения речи (мимику, жесты, взгляд)
Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения
социальных ситуаций.
В уроке как речевом событии можно выделить несколько основных этапов: организация общения (приветствие учеников учителем и ответное приветствие учеников), объяснение (передача новой информации), контроль (опрос по изученному материалу), завершение общения (подведение итогов урока, прощание с классом). В зависимости от специфики предмета, целей и задач данного урока, выбираю определенный вид работы на уроке. Внутри одного речевого события оказывается много других событий, которые и образуют структуру урока как сложного речевого события.
Речевой фактор играет основную роль в коммуникативной структуре урока.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. Поэтому стараюсь создавать на
уроках условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Диалогическое взаимодействие в обучении ориентирует нас на
принципиально новое качество образования, в котором ценностью являются дар речи, язык понимания, способность к действию, к самоопределению.
Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно-основной вид деятельности ребёнка. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения значительно облегчает учебный процесс.
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и
его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для развития коммуникативных учебных действий незаменимой является работа в парах и группах постоянного и сменного состава.
Особое внимание уделяю на уроках: словесным играм, играм –
драматизациям, инсценировкам, сюжетно- дидактическим и ролевым играм, играм парами, группами.
Важнейшей задачей на уроке является создание с помощью игр атмосферы дружелюбия, принятие друг друга и развитие в играх коммуникативной
культуры детей
Игра «Ваш пропуск, слово!»
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Каждое слово должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. Ведущий поочередно называет слова Контролёр ждёт, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если
в слове правило необходимо, то оно получает от контролёра законный «пропуск». Такое слово можно отметить на письме условным значком. В этой игре школьники учатся сотрудничать друг с другом в достижении конкретной учебной цели.
Игра «Мудрец»
-Закройте глаза, представьте мысленно зелёный луг и большое старое дерево.
Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который вы ему зададите.
-Задайте друг другу вопросы по теме «Гласные звуки и буквы»
-Какой вопрос зададите мудрецу?
Примерный вопрос детей:
- Как проверить безударную гласную на письме? или
- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков?
В процессе коммуникативной игры мы имеем дело с личностно-ориентированным общением, где определяющую роль играет лидер-учитель, независимо от того, какую роль он определяет для себя (ведущий, участник,
член жюри), он остаётся коммуникативным лидером на всех этапах
организации игры на речевом уровне. С помощью учителя воплощается один из важнейших принципов организации игры на уроке – принцип
коммуникативного сотрудничества
Коммуникативная игра, являясь частью педагогического дискурса и обладая его особенностями, имеет специфические, присущие только игровому дискурсу черты, применение которых существенно обогащает педагогическую практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...