Методы активизации творческого мышления младших школьников
статья по теме
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.Однозначно, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой поучительных задач , при решении которых у школьников появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы активизации творческого мышления младших
школьников
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных способностей. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.
1)Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
2)Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. В.Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной важностью.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. ( Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Это все особенности характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение. Процесс обучения может проходить с различными приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков. В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено нужного внимания, но ясно одно, что развитие творческих способностей учеников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, только в ней выражается начальное пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения во многих случаях применяются репродуктивные задачи, направляющие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей лишь 14% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения , самостоятельного наблюдения, обращения внимания, скорости охватывания. Среди всего прочего и те задачи, которые улучшают познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности , противоречия – задачи творческого уровня. Из школьной программы известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с необычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег ( последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит ведение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.
Однозначно, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой поучительных задач , при решении которых у школьников появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо нормальных заданий, которые даются всему классу. Такой принцип индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребёнке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательство и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основной развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.
Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления учеников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем необходимо разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.
С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи – не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?
Огромную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать школьникам возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорили о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.
Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например : подобрать слова сходные или различные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картине, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
У каждого ученика есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
С раннего возраста в жизни каждого ребенка важное место занимает сказка.
Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить ребенку позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик, которые позволяют пополнить словарный запас ребенка, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию.
Представляем вашему вниманию методы для развития творчества:
Метод первый: «Заканчиваем сказку»
Суть метода заключается в том, что бы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить логическое мышления, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.
Для этого, необходимо озвучить начало придуманной вами сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.
Метод второй: «Рассказ о конкретном персонаже»
Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые они преодолевают, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предложите ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ваш малыш должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придёт. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать собственной сказки.
Метод третий: «Инсценируем сказку»
Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизации творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим. Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.
В первом классе работу по развитию творческих способностей детей я начинаю с общеизвестной сказки «Репка». Сначала проверяю : Все ли её хорошо знают. Для этого прошу всех по очереди говорить только одну фразу из сказки. Уже это вызывает большое оживление.
Посадил Дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая!
Стал Дед репку тянуть.
Тянет-потянет - вытянуть не может!
Позвал Дед Бабку.
Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Бабка Внучку.
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Внучка Жучку.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка Кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Кошка Мышку.
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, и вытянули репку!
Далее, для работы над сказкой, использую ТРИЗ - технологию для повышения эффективности активизации творческого мышления: раскадровка сказки, прием «Хорошо-Плохо», после которого спрашиваю, почему героям в конце сказки стало хорошо? На основе ответов и выводов рассуждений школьники придумывают пословицы к этой сказке. В итоге дети приходят к выводу: сообща можно сделать работу, непосильную даже для самого сильного; помощь самого слабого может оказаться решающей.
В конце урока прошу сочинить новое окончание сказки, предложив вопрос: неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, а собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? Все ребята с удовольствием включаются в работу, и через некоторое время вырисовывается новое окончание: «Вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой…». Обычно работа со сказкой занимает целый урок.
В дальнейшем на уроке не только читаем и пересказываем, но и учимся составлять свои сказки. Это как раз тот путь, который помогает развитию творческого воображения у детей.
Вот несколько видов работ над сказкой:
Учимся сочинять сказки. Например, при рассказывании и инсценировании русской народной сказки «Репка» мы внесли некоторые изменения:
-Кого еще можно позвать на помощь? И позвали курочку, потому что она может тоже жить в доме, так как является домашней птицей. Некоторые дети попытались сочинить свою сказку, изменив действующих лиц.
2. Придумываем продолжение сказки.
3. Придумываем счастливый конец для отрицательного героя из знакомой сказки
Придумать сказку про трех поросят – Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.
4. Учимся придумывать сказки по плану.
Такие задания способствуют развитию творческого воображения и интереса детей к обучению.
Для развития творческого мышления на уроках математики:
Решая нестандартные задачи, дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.
Начинаем с таких задач:
Решение задач с недостающими данными. «Мальчику купили игрушки: мишку и машинку. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе?»
Такие задания способствуют развитию у учащихся нешаблонного анализа.
Нерешаемые задачи. Сначала даётся задачи. «У Кати было 5 кукол, у Светы – 1 кукла. Сколько кукол у девочек?» А потом предъявляется нерешаемая задача: «У Кати было 5 кукол, у Светы – 1 кукла. Сколько кукол у Веры?» Развивается умение осуществлять анализ новой ситуации.
Задания для формирования умения, проводить дедуктивные рассуждения: «Гитара – музыкальный инструмент. У Айсена дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома гитара?». Правильны ли рассуждения или нет. Если нет, то почему?
При решении подобных задач учащиеся должны проводить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает. Проявлению сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которая играет важную роль в развитии творческого мышления. С самого начала при решении не стандартных задач нужно приучить детей изображать отрезками любые объекты, о которых известно, делать таблицы, показать задачи инсценировкой.
Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
«Вася выше Коли и ниже, чем Сеня. Кто из мальчиков самый высокий?»
«Петя родился на 3 года раньше Вовы, сейчас Пете 6 лет. Сколько лет Вове?» Для полной наглядности полезно написать первые 10 чисел и расположить буквы П и В рядом с соответствующими числами. И другие подобные задачи.
При решении нестандартных задач, развиваются воображение и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребенка становится острее, формируются умения наблюдать анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной.
Решение таких задач расширяет математический кругозор, формирует неординарность мышления, умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивает упорство в достижении поставленных целей, прививает интерес к изучению классической математики. Воспитывается любознательность, самостоятельность, активность и инициативность. Все это развивает, творческое мышление младших школьников.
Для активизации творческого мышления учащихся огромную роль играет применение
инновационных технологий.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед школьниками ставят проблему, познавательную задачу и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы его решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учат детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Огромное значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес подталкивает школьников к проявлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Кроме того, ваша фантазия не должна ограничиваться предложенными методами. Творите и фантазируйте для своих детей! А они, в свою очередь, будут развивать у себя творческие способности.
Следующий этап работы рассматривает РТВ как необходимую и полноправную часть ТРИЗ. Говоря о целях и задачах РТВ, необходимо отталкиваться от целей ТРИЗ. Приемы РТВ и ТРИЗ широко используются на занятиях. Развития творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко), составление загадок «да – нетка» по литературным произведениям (методика Т.А. Сидорчук) придумывание рассказа по картинке (методика И.Н. Мурашковской) синтез подвижных игр (методика М.С. Гафитулина, С.В. Сычева).
Многолетний опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают новые задания и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации.
Наряду с формированием навыков творческого мышления и развития управляемого творческого воображения ТРИЗ – педагогика ставит своей целью, воспитание творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных сферах деятельности. Ведущим качеством творческой личности по мнению автора теории Г.С. Альтшуллера, является наличие значительной, новой и общественно-полезной («достойной») цели.
Особое значение в ТРИЗ – педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Следует отметить , что ТРИЗ - педагогика на сегодняшний день во много является практико-ориентированной педагогической системой, теоретические концептуальные положения которой еще разрабатываются. При этом опыт, накопленный в ТРИЗ – педагогике по развитию творческого мышления или воображения, может быть использован для повышения эффективности формирования творческих способностей учащихся, в том числе младшего школьного возраста.
Технология ТРКМ – еще один из методов активизации творческого мышления учащихся.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективным методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать своё произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.
Примеры синквейнов.
Мама Каникулы
Добрая, ласковая. Солнечные, веселые.
Заботиться, учит, переживает. Играем, читаем, отдыхаем.
Мама дала мне жизнь. Я люблю школьные каникулы.
Любовь Отдых
Чтение с остановками.
Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались не состоятельными. Использование данной технологии, ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.
Карта слова.
Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Дается слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, свое предложение.
Мозговой штурм.
Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Технология критического мышления и её стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё это в совокупности и составляет творческие способности.
Таким образом, воспитание творческой личности предполагает формирование системы ценностей и способностей к её реализации. Для этого необходима целенаправленная работа над определением понятия «система ценностей», анализ различных систем ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях, умение анализировать собственную систему ценностей, формирование понятий «культурная группа», ценностные ориентиры культурной группы; умение отслеживать и оценивать варианты обращения с проблемой, обучение оценке личностных качеств как ресурсов для решения проблемы и саморазвития, владение навыком определения уровня развития объекта деятельности, формирование понятия «творческий коллектив» и умение взаимодействия в творческом коллективе.
Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и , наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность- помочь ребёнку встать на это путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
БРИФИНГ на тему: «Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Все маленькие дети наделены с рождения опреде...
Школьный театр как средство активизации творческой активности младшего школьника.
В материале говорится о влиянии театральной деятельности на развитие и воспитание младшего школьника. Согласно новым требованиям ФГОС необходимо формировать духовно-нравственную и творческую личность....
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...
Методы Активизации творческого мышления младших школьников
В к В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинально...