«Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31
(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».
(2 слайд) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
- Введение в тему
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть!
(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».
Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое, творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод синектики (автор Уильям Дж. Гордон).
- Метод синектики - способ активизации творческого мышления
(5 слайд) Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.
(7 слайд) В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.
3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.
(8 слайд) При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
- Аналогия по форме: сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд) круг - ???
- Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров) - соль, сахар, похож, вата, одеяло;
шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды
- Функциональная: (10 слайд) (Окр. Мир) «Транспорт», (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;
петух – будильник, радио, солнышко, гром.
- Аналогия по цвету: (11 слайд) солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Комплексная прямая аналогия предметов: двери
А) по форме - шоколад, картина, крышка стола
Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка
В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная - сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)
сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.
(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?
Знаки «больше», «меньше».
Словесную символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».
(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо.
Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?
Вы кошка, собака, лошадь, попугай.
Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?
Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?
(14 слайд) Фантастическая аналогия.
Позволяет снять психологическую инерцию, способна перенести в сказку любую ситуацию.
Ситуация. Урок русского языка. Тема: Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Вы соавторы, сочинили сказку.
4. Выводы
Нам, взрослым, очень трудно … у нас развиты стереотипы, штампы, а у детей мышление гибкое, им легче.
(15 слайд) Этот метод помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устраняет стереотипность мышления.
(16 слайд) Метод позволяет детям свободно ориентироваться в окружающем мире, увидеть изменяющийся во всём и везде мир, увидеть противоречия и попытаться их решить, пользоваться простыми словесными алгоритмами, сочувствовать и сопереживать людям и животным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации творческого мышления младших школьников
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что раз...

Эвристический метод как способ развития творческих способностей младшего школьника
Развитие творческих способностей школьника...
Творческий отчет по теме: «Использование ИКT - как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников»
творческий отчет...

Методы Активизации творческого мышления младших школьников
В к В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинально...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....

Метод проектов как способ развития творческих способностей младших школьников.
В современном российском обществе, которое находится на этапе различных изменений, необходимым условием стала модернизация образования, способствующая улучшению качества обучения в начальном общем обр...

Возможности уроков литературного чтения в реализации метода проектов как способа развития творческих способностей младших школьников.
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов.Методический аппарат учебника "Литературное чтени...