«Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31
(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».
(2 слайд) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
- Введение в тему
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть!
(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».
Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое, творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод синектики (автор Уильям Дж. Гордон).
- Метод синектики - способ активизации творческого мышления
(5 слайд) Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.
(7 слайд) В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.
3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.
(8 слайд) При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
- Аналогия по форме: сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд) круг - ???
- Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров) - соль, сахар, похож, вата, одеяло;
шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды
- Функциональная: (10 слайд) (Окр. Мир) «Транспорт», (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;
петух – будильник, радио, солнышко, гром.
- Аналогия по цвету: (11 слайд) солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Комплексная прямая аналогия предметов: двери
А) по форме - шоколад, картина, крышка стола
Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка
В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная - сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)
сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.
(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?
Знаки «больше», «меньше».
Словесную символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».
(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо.
Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?
Вы кошка, собака, лошадь, попугай.
Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?
Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?
(14 слайд) Фантастическая аналогия.
Позволяет снять психологическую инерцию, способна перенести в сказку любую ситуацию.
Ситуация. Урок русского языка. Тема: Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Вы соавторы, сочинили сказку.
4. Выводы
Нам, взрослым, очень трудно … у нас развиты стереотипы, штампы, а у детей мышление гибкое, им легче.
(15 слайд) Этот метод помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устраняет стереотипность мышления.
(16 слайд) Метод позволяет детям свободно ориентироваться в окружающем мире, увидеть изменяющийся во всём и везде мир, увидеть противоречия и попытаться их решить, пользоваться простыми словесными алгоритмами, сочувствовать и сопереживать людям и животным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активизации творческого мышления младших школьников
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что раз...
Портфолио ученика как один из способов активизации интеллектуальной деятельности младших школьников
Назначение портфолио. Основные разделы....
Эвристический метод как способ развития творческих способностей младшего школьника
Развитие творческих способностей школьника...
Творческий отчет по теме: «Использование ИКT - как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников»
творческий отчет...
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Методы Активизации творческого мышления младших школьников
В к В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинально...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....