РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ
методическая разработка (4 класс) по теме
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ
ОПЫТА РАБОТЫ
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю.
(Китайская пословица)
Сведений науки не следует сообщать
учащемуся, но его надо привести к тому,
чтобы он сам их находил, самодеятельно
ими овладевал. Такой метод обучения
наилучший, самый трудный, самый редкий.
А. Дистервег.
Тема: «Развитие творческого мышления
младших школьников на основе технологии деятельностного метода»
Теоретическая база
Опыт разрабатывался на основе теоретических положений А.Н.Леонтьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова о ведущей роли деятельности в развитии личности, системно-деятельностного подхода О.С.Анисимова, Г.П. Щедровицкого, А.А. Деркач и др., концепции креативности Торренса Э.П., стадиях развития творческого мышления А.С. Симановского, Ю.Б. Гатанова.
Актуальность и перспективность опыта
В современном обществе вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, стал, востребован человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы, понимающий и принимающий всю меру ответственности за свои решения. Меняется и система образования. Если раньше главной задачей обучения было формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а главной задачей воспитания – коллективистских качеств, то сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире. Поэтому одна из основных задач школы – это выявление творческого потенциала, развитие творческого мышления детей.
Технология деятельностного метода, основанная на включении ребенка в решение проблемной задачи, дает возможность развития творческого мышления. Я считаю, что развитие всех типов мышления при приоритете развития творческого мышления является актуальным и перспективным.
Условия возникновения и становления опыта
- Переориентация на личностную модель взаимодействия с учащимися.
- Переход на технологию деятельностного метода, разработанную Ассоциацией «Школа 2000…».
- Необходимость создания благоприятных условий для развития творческого мышления младших школьников, потребность детей в творческой деятельности.
- Собственный опыт, разработки и проведения уроков с использованием технологии деятельностного метода, дающей простор для развития творческого мышления учащихся.
Сущность опыта
Цель: создание образовательной среды, необходимой для развития творческого мышления младших школьников, побуждающей к творческой деятельности, саморазвитию и способствующей дальнейшей успешной адаптации в новых социальных условиях.
Задачи:
- Раскрывать творческий потенциал ребёнка и развивать его творческое мышление через активное включение в поисковую учебно-познавательную деятельность на основе технологии деятельностного метода.
- Формировать и развивать коммуникативные способности учащихся через организацию диалогического обучения.
- Обеспечивать эмоциональную поддержку обучающихся для создания каждому ученику ситуации успеха.
Пути и методы решения
Развитию творческого мышления детей, способствует системно-деятельностный подход, а именно технология деятельностного метода, которая применяется на моих уроках.
Технология деятельностного метода успешно функционирует при условии выполнения следующих принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для стимулирования творческой поисковой деятельности в процессе обучения я использую следующие приемы и методы:
- метод «мозгового штурма», заключающийся в коллективном решении проблемы и использовании всех, без исключения, идей;
- метод мягкого соревнования, при котором происходит частая смена состава команд, а соревновательная деятельность не подкрепляется оценками в журнале;
- частично-поисковый метод, где дети самостоятельно, при направляющей помощи учителя, решают проблемные задачи;
- метод решения творческих задач, основанный на создании творческого продукта (стихотворения, сочинения, конструкции и т.д.) с использованием воображения и фантазии.
Область применения
Технология деятельностного метода может применяться как в классах, обучающихся по традиционной программе, так и в классах с развивающей программой и не ограничиваться только начальной школой.
Трудоемкость
Основная задача творческого мышления – это сотворить, придумать, изготовить, изобрести что-то новое. Необходимо отметить, что до сих пор не решен вопрос о том, можно ли научить человека творчески мыслить, развить его способность к творческому мышлению. Я верю в возможность совершенствования творческого начала у детей.
Основная трудность заключается, на мой взгляд, в том, чтобы научить детей не боятся выдвигать гипотезы, прислушиваться к мнению других, для выработки группового решения и защищать свои идеи при индивидуальном творчестве.
При подготовке к каждому уроку приходиться тщательно продумывать вопросы и задания проблемного характера, не забывая о возрасте и особенностях мышления детей. Но, систематически применяя технологию деятельностного метода, и я, и ученики сейчас уже не затрачивают столько сил как в начале ее использования.
Область внедрения
Технология деятельностного метода применяется на уроках по всем учебным предметам начальной школы. Развитие творческого мышления не ограничивается рамками урока, а распространяется на внеклассную и домашнюю учебную работу.
Система работы
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Говоря о деятельности человека, К.Д. Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Как увлечь ребенка учебной деятельностью? Как помочь ему раскрыть свои возможности? Ответ я нашла, когда стала вовлекать детей в творческую деятельность.
Система развивающего обучения ориентирована на развитие творческого мышления.
Творческое мышление характеризуют следующие особенности:
- получение результата, которого раньше никто не добивался;
- возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;
- многообразие способов, применяемых для достижения результата;
- необходимость действовать самостоятельно без подсказки.
Чтобы развивать каждого ребенка надо хорошо знать его возможности, индивидуальные особенности. Это является условием для успешной деятельности и самореализации детей.
Диагностика уровня творческого мышления проводится совместно с психологом в начале и в конце года. Для этого использовалась методика
Е. Торренса «Диагностика креативности». Методика выявляет следующие параметры:
- беглость – способность генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов, и т.п.;
- оригинальность – способность придумывать новые, необычные идеи решения;
- способность к детальной разработке (разработанность) – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи и решения.
Полученные данные показали, что за год обучения по технологии деятельностного метода у детей наблюдается рост по всем параметрам: беглость возросла на 4%, оригинальность – на 12%, разработанность – на 78%.
Также можно отметить, что включение детей в творческую деятельность, повысило их самостоятельность, ответственность.
Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческого мышления возможно при соблюдении следующих условий:
- Использование проблемных задач на уроках по всем учебным предметам.
- Сбалансированность репродуктивной и творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм обучения.
- Обеспечение рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений.
Развитие творческого мышления на основе технологии деятельностного метода на уроках
Уроки, построенные на основе технологии деятельностного метода, отличаются от традиционных.
Структура такого урока включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) устанавливаются тематические рамки («могу»).
3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1–2 минуты), его правильное проведение имеет важное значение, так как мотивация является необходимым условием вхождения в деятельность.
- Самоопределение к деятельности.
Поприветствуйте гостей.
Улыбнитесь друг другу.
Подарите улыбки мне.
Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. (Проверить готовность к уроку).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6мин).
Цель: подготовка мышления детей к проектировочной деятельности.
1) актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, зафиксировать их вербально (в речи) и знаково (эталон) и обобщить;
2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Актуализация знаний.
- Сейчас у нас урок развития речи.
1. Блиц-турнир «Разберем матрешку»
-Что такое речь ?
- Какая бывает речь?
- Дайте понятие устной речи.
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
- Из чего состоит предложение?
2.Индивидуально: а) собери предложение, указав цифрами порядок слов (облагораживает, человека, труд).
- На что делятся слова?
б) раздели слова на слоги: дружная, клумба.
- Из чего состоят слоги?
7 Я
в) отгадай ребус, сделай звуковую схему.Работа в тетради.
3. Проверка индивидуальной работы.
- О чем нужно помнить, собирая предложение?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- В каких случаях йотированные согласные обозначают два звука?
- Назовите орфограммы, которые необходимо обозначить.
- Подберите синонимы к слову работа. (Работа-дело, труд, занятие).
- Подберите признак к слову работа.
(Раздаю карточки )
Где работает семья?
Что делает папа?
Что делает сын Витя?
Что делают мама и Юля?
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин).
Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Настал момент, когда нужно обдумать сложившуюся ситуацию, найти место и причину затруднения.
Цели:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Прочитайте предложения и сформулируйте тему урока. (Формулировка темы учениками).
Сегодня мы будем отрабатывать умение составлять предложения, отвечая на вопросы; из предложений составлять текст, закрепим умение писать правильно имена собственные.
- Что такое текст?
- Придумайте название и ответьте на вопросы. (Затруднение).
- Почему не можем ответить на вопросы?
- Что необходимо знать? (Место действия, занятия людей, текст).
(Раздаю 4 предложения)
На даче идёт работа.
Папа кладёт землю на тачку.
Витя везёт её в клумбу.
Мама и Юля сажают цветы. (Предложения перепутаны.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (4-5 мин).
Цель: построить проект выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
- Как должны строиться предложения в тексте? (Последовательно).
Внимание! Послушаем все предложения, постараемся запомнить.
- А теперь читаем вопрос, находим нужное предложение.
5. Реализация построенного проекта (4-5 мин).
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
3) организовать решение задания, данного для пробного действия;
4) уточнить общий характер нового знания;
5) зафиксировать преодоление затруднения.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку.
- Работа в группах.
I вариант задает вопрос (хором).
II вариант отвечает.
2. Работа в парах.
Один задает, другой отвечает, потом наоборот.
- Как работает семья?
- Какое название можно подобрать?
(Записывают название).
3. Словарно-лексическая работа:
а) обозначают карандашом орфограммы в карточке;
б) повторяют трудные написания.
(Кладет, сажают, цветы, тачка).
Физ-минутка. (По периметру кабинета - предметные картинки: лопата, мотыга, грабли). Упражнение Пальминг.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи( 4-5 мин).
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия – сначала фронтально, затем в группах и в парах – решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, чтó делается, кáк делается и все ли понятно.
На даче идёт работа.
Папа кладёт землю на тачку.
Витя везёт её в клумбу.
Мама и Юля сажают цветы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 мин).
Цели:
1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности):
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение(5-6 мин.).
Цели:
1) выявить границы применимости нового знания;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Как вы помогаете на даче?
- Какие виды работ выполняются в осенне-зимний период на даче?
1. Вспомним пословицы о труде:
а) договори пословицу:
«Умелые руки…(не знают скуки)».
«Скучен день до вечера…(коли делать нечего)».
ПОТЕХА
ДЕЛО
«Не тот хорош, кто лицом пригож,…(а тот хорош, кто на дело гож).б) собери пословицы:
Дело, потеха.
Дело, безделье.
2. Чистоговорки о труд. (Дети вспоминают изученные чистоговорки.)
- Для чего необходимо знать пословицы, поговорки, скороговорки?
(Ответы детей)
- Работа над интонацией.
Даю предложение 1, 2. Работа в группах.
I вариант – прочитать, спросив.
II вариант – прочитать, ответив.
- Труд облагораживает человека.
- Хорошо работать на даче.
I вариант – грустно.
II вариант – радостно.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3мин).
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Рефлексия, осуществляемая в ходе творческой деятельности и в конце ее, не только помогает ученикам осознавать способы решения задачи, зафиксировать достигнутый образовательный результат, но и изменить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Используя данную технологию, я развиваю творческое мышление детей на уроках по всем учебным предметам.
Во внеклассной работе я провожу предметные олимпиады с использованием нестандартных заданий, внеклассные занятия, направленные на развитие творческого мышления.
Детям предлагаются домашние задания, которые включают их в творческую деятельность.
Считаю, что использование технологии деятельностного метода способствует развитию творческого мышления детей. Возрастает активность и самостоятельность учеников, они учатся задавать вопросы и находить на них ответы, делать выводы, осознавать свои успехи и возможности.
Наш урок подошел к концу. Поделитесь своими впечатлениями. Что узнали нового? В чем затруднялись? Что поняли? Оцените свою деятельность на уроке.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИАГНОСТИКИ
Результаты диагностики
С 2002 учебного года на базе МОУ лицея № 1 в рамках работы психолого – педагогического сопровождения психолог приступил к исследованию уровня развития творческого мышления учащихся.
Уровень развития творческого мышления (креативности) учащихся определялся по методике Е.Торренса «Диагностика креативности» ИМАТОН - 1998. Методика выявляет следующие параметры:
- беглость – способность генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов, и т.п.;
- оригинальность – способность придумывать новые, необычные идеи решения;
- способность к детальной разработке (разработанность) – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи и решения.
Уровень развития этих способностей отслеживался в начале и в конце учебного года у обучающихся начальной школы. В ходе исследования была отмечена положительная динамика по параметрам беглость и разработанность у учащихся, обучающихся по технологии деятельностного метода (ТДМ). Первый год обучения – рост по параметрам беглость на 4%, разработанность на 94%. На второй год обучения в этом классе отмечается высокая динамика по параметру оригинальность на 29%. На конец третьего года обучения по ТДМ наблюдается повышение по параметрам разработанность – на 22% и оригинальность - на 52%.
Динамика развития творческого мышления учащихся, обучающихся по ТДМ (2002-2005г.)
Параметры | 1 класс | 2 класс | 3 класс | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Беглость | 8,25 | 8,59 | 9,7 | 9,9 | 10 | 10,7 |
Оригинальность | 7,05 | 6,41 | 7 | 9 | 9,2 | 14 |
Разработанность | 14,2 | 27,6 | 25,4 | 27,3 | 27 | 33 |
Из таблицы видно, что увеличение разработанности мышления приводит к развитию оригинальности. Исследования, проведенные зарубежными и отечественными психологами, подтверждают существование зависимости между количеством идей, разработанностью и их оригинальностью.
В результате внедрения опыта технологии деятельностного метода на уроках и занятиях РТС происходит изменение личностных особенностей: повышается самооценка, уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, и повышение общего уровня интеллектуального развития: обогащается словарный запас, улучшается внимание, увеличивается объем память.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению - отслеживание динамики творческого мышления - продолжается и после перехода в среднее звено.
Таким образом, высокие положительные результаты детей в учебной деятельности доказывают значимость и актуальность работы по технологии деятельностного метода.
Динамика развития творческого мышления учащихся, обучающихся по ТДМ (2006-2007г.)
Параметры | 1 Г класс 2005 – 2006 г. | 2 Г класс 2006 –2007 г. | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Декабрь 2006г. | |
Беглость | 6,3 | 7 | 8,2 | 9,1 |
Оригинальность | 5,4 | 5,9 | 6 | 8,2 |
Разработанность | 10,3 | 10,9 | 13 | 15,4 |
По всем параметрам творческого мышления отмечается положительная динамика. На конец первого года обучения по ТДМ больший процент роста по параметру беглость – 11%. На конец второго года обучения отмечается рост по параметрам беглость на 11%, оригинальность на 37%, разработанность на 18%. Из полученных результатов можно сделать вывод, что данная технология позволяет развивать в каждом ученике творческие способности.
Изучение влияния технологии деятельностного метода на уроках и занятиях РТС на уровень общего развития интеллектуальных способностей проводилось в 2004-2005 учебном году. В данном исследовании были задействованы два третьих класса: 3А класс (27 человек) – контрольный класс и 3Б класс (25 человек) – экспериментальный класс. В экспериментальном классе проводились уроки на основе технологии деятельностного метода, в контрольном классе дети учились по обычной школьной программе.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что и в 3А, и в 3Б классе показатель речевого мышления возрастает к концу учебного года. Набольший процент учащихся с хорошим (сформированным) уровнем речевого развития в 3Б классе – 35%.
В экспериментальном классе, в целом, развитие интеллекта носит более благоприятный характер, связанный с повышением уровня вербальных интеллектуальных способностей, определяющих успешность учебной деятельности.
Из гистограммы видно, что показатель развития памяти лучше в экспериментальном классе. В контрольном классе (3А) 67% учащихся имеют слабый уровень развития памяти.
По результатам изучения уровня развития внимания были получены следующие данные: в 3Б и 3А классах большинство учащихся на конец третьего года обучения имеют средний уровень. Больший процент с хорошим уровнем развития внимания в 3Б классе – 25%.
Таким образом, технология деятельностного метода на уроках дает возможность каждому обучающемуся развивать свои познавательные способности, творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Развитие творческого мышления младших школьников
Выступление - обобщение опыта работы по теме...
Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...
Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...