Методы Активизации творческого мышления младших школьников
материал на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

В к

 

 

 

 

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности,  неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_aktivizatsii_tvorcheskogo_myshleniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности,  неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

        Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности),  подвижность. Это все особенности характеризуют творческого человека.

Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например:  подобрать слова сходные или различные по смыслу; продолжить рассказ;  составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов,  по картине, по схеме, со словосочетанием;  распространить предложение;  составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать  словесную  картинку  к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

       С раннего возраста в жизни каждого ребенка важное место занимает сказка.

Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности ребенка. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик, которые позволяют пополнить словарный запас ребенка, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию.

Методы для развития творчества:

Метод первый: «Заканчиваем сказку»

     Суть метода заключается в том, что бы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить логическое мышления, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

     Для этого, необходимо озвучить начало придуманной вами сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…».   Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

Метод второй: «Рассказ о конкретном персонаже»

     Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

      Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые они преодолевают,  жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предложите ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ваш малыш должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придёт. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать собственной сказки.

Метод третий: «Инсценируем сказку»

      Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизации творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим. Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо  с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

       Еще одним из эффективных методов развития творческого мышления у ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для развития творческого мышления на уроках математики:

Решая нестандартные задачи, дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.

-  Решение задач с недостающими данными. Такие задания способствуют развитию у учащихся нешаблонного анализа.

- Не решаемые задачи. Развивается умение осуществлять анализ новой ситуации.

 - Задания для формирования умения, проводить дедуктивные рассуждения.      При решении подобных задач учащиеся должны проводить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или, что в задаче есть лишние данные или данных не хватает. Проявлению сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которая играет важную роль в развитии творческого мышления.

      При решении нестандартных задач, развиваются воображение и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребенка становится острее, формируются умения наблюдать анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=1fc285649e8cd7ff45509fc6a22d4026-94-144&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Методы активизации творческого мышления младших школьников

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что раз...

БРИФИНГ на тему: «Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Все маленькие дети наделены с рождения опреде...

Школьный театр как средство активизации творческой активности младшего школьника.

В материале говорится о влиянии театральной деятельности на развитие и воспитание младшего школьника. Согласно новым требованиям ФГОС необходимо формировать духовно-нравственную и творческую личность....

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...