Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом.
статья по теме
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.Этапы работы над проектом.
Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_nad_proektom.doc | 44 КБ |
pril1.ppt | 471.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
Этапы работы над проектом.
Выполнила:
Потемкина Лариса Анатольевна
Губкин
2012
Этапы работы над проектом.
Алгоритм исследовательских работ учащихся.
1.ФГОС диктует нам развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
2. Что же такое проектно-исследовательская деятельность?
- Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.
3.Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того. Чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.
4.По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации “исследовательского обучения”:
5.Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Как вы думаете, что в этом случае остается ребенку? Верно, только найти решение.
6.Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
7.Даже дошкольники, как показывают исследования, способны работать на любом из этих уровней.
4. Структура учебного исследования.
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Выдвижение гипотез.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта.
- Защита проекта.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа.
В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.
1) Выбор темы.
Темы:
Фантастические
Эмпирические.
Теоретические.
Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
2) Выдвижение гипотез.
- Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
3) Следующий этап – поиск и предложение возможных вариантов решения.
-исследовательская работа- дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.
Естественно, что способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа.
Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда “эмпирических” приобретет черты “фантастической”.
4) Следующий этап – сбор материалов.
1.При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?
Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный источник информации, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.
При выборе источников информации карточки выкладываются перед детьми, а они осуществляют подбор источников и, если это необходимо, распределяют между собой.
Какой же из этих источников наиболее ценен? Конечно, наблюдение и эксперимент, т.к. здесь знания добываются самостоятельно, а не используются уже готовые..
2.Процесс фиксации информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.
Заготавливаем листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти значки-“иероглифы” будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания работы.
5) Обобщение полученных данных.
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее.
Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
6) Подготовка проекта.
О том, в каком виде могут быть представлены результаты исследования, вам уже не раз говорили. Сейчас мы вам еще раз об этом напомним.
Альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция, костюм
модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация ), сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, экскурсия.
Хочется заметить, что прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младших школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
7) Защита проекта.
1. Презентация проекта.
“ Обучая других, обучаешься сам…”- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает.
Поэтому “ этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита- венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
2. Оценка работы.
Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах. Каковы же критерии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".
13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и мечтател...
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.
"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...
Планирование деятельности младших школьников при работе над изложением и сочинением
В новом ФГОС в качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов обучения, но и метапредметных. К метапредметным результатам относятся освоенные школьниками «ун...
Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально р...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....