Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума» «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы» Программа по курсу внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д. Цели программы: -формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ). -развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. -развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; -воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни. Задачи программы: Познавательная: -научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы. -формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей. Развивающая: -развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции; -углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам. Воспитательная: -способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету; -способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся. Презентация: «Активизация познавательной деятельности младшего школьника». Слайд 1 | |
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Калачеевская СОШ №1 Шишкиной Ирины Петровны |
Слайд 2 |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности. |
Слайд 3 |
Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. |
Слайд 4 |
Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. |
Слайд 5 |
Первоначальный уровень познавательных способностей класса. |
Слайд 6 |
ПРОБЛЕМА: Как активизировать познавательную активность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей? |
Слайд 7 |
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся. Разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников Моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся. Создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников с разными складами ума. |
Слайд 8 |
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ,РАЗВИВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Логические задачи Анаграммы Частично-поисковые задачи Философские задачи Развивающие каноны Графические задачи |
Слайд 9 |
ПРОГНОЗИРУЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ УРОВЕНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Презентация «Гимнастика для ума» практическая часть:
Слайд 2
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Слайд 3
Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Слайд 4
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Слайд 5
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Слайд 6
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Слайд 7- 16
Развитие ассоциативной памяти:
игла - шить,
карандаш – острый,
книга – читать,
корова – молоко,
курица – цыпленок,
ландыш – душистый,
пирог- вкусный,
пылесос- уборка,
рыба – река,
яблоко – сад.
Слайд 17 -19
Логическая задача:
На картинке изображена сырная головка. Нужно придумать, как, сделав всего 3 разреза ножом, получить 8 кусков
Слайд 20 -21
Кто лишний?
Слайд 22
Выбери фигуру, которую нужно поставить вместо знака вопроса.
Слайд 23 -29
Занимательные ребусы.
Шмель, дворец, шоссе, вариант, мороз, погода.
Слайд 30
Развитие внимание (игра «Репка»), проверка уровня развития ассоциативной памяти. (слайды 7-16)
Слайд 31
Рефлексия.
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
Смелость города берет.
Всякому овощу свое время.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звездам.
О монах, ты идешь трудной дорогой.
Учиться обучая.
Ах, как я устал от этой суеты.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Слайд 32
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...
Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".
13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и мечтател...
"Родительское собрание "Игра и труд в жизни младшего школьника . Организация семейного чтения"
Игра - первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"
В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...
РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...
Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.
Произведения искусства «как источник ярких впечатлений», воздействуют на эмоции детей. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изобр...