«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
учебно-методический материал (3 класс)
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boryanova_o.a._mbou_sosh_novikova_k.i.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Новикова К.И.»
Курского района Курской области
Доклад по теме самообразования
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Выполнила:
учитель начальных классов
Борьянова Ольга Алексеевна
Курск, 2022
Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска.
Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска материала. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.
Основная цель моей работы: включение в проектную деятельность учащихся, приобретение детьми опыта работы над проектами .
Задачи:
- Организовать работу с классом по данной теме.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
- Формировать навыки работы в группе.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Воспитывать коммуникативные качества.
Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.
Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем: «Здоровье», «Птицы», «Лес», «Родина», «Математика в числах и задачах», «Природа в стихах русских поэтов», «Рисунки детей к сюжетам известных произведений художественной литературы» и т.д. Тема, реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными дисциплинами или внеклассной деятельностью, так что реализовать ее в рамках одного урока невозможно. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Такого рода тематическая проектная деятельность требует особой организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Составление схемы темы позволяет объединить детей в группы по интересам. Распределение учащихся в группы по интересам позволяет всех заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создание проекта.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса, учебно-познавательной мотивации)
- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)
- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
Итак, предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит:
-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 17% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 16%; реализацию проекта - 65%, а 7% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности и познавательной активности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.
В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...
Активизация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий эффективного обучения
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельно...
Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО
Представлена презентация и лист "Суть изменений в преподавании урока в соответствии с ФГОС"...
« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»
« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...
Развитие речи у младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС.
Развитие речи у младших школьников....
Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.
Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....
"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...