ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
проект на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sechko_o_m.docx | 52.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
Автор-составитель проекта:
учитель начальных классов
МКОУ Мыскаменская школа-интернат»
Сечко Ольга Михайловна
2016 г
Введение
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Все это и обусловило актуальность темы исследований.
Тип проекта – методический
Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:
- выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
- составить план работы НОУ «Поиск»;
- привлечь коллег к участию в проектно-исследовательской деятельности;
- разработать и выпустить образовательные продукты по организации проектно-исследовательской деятельностью;
- проанализировать деятельность НОУ «Поиск», сделать выводы.
Решаемая проблема: несмотря на свою уже «долгую» историю пребывания в современной школе, проектно-исследовательская деятельность в обучении продолжает оставаться элементом инноватики. Происходит это оттого, что проекты и исследования по-прежнему кажутся многим педагогам неким размытым и непреодолимым аспектом современного обучения.
Исполнители: учителя начальных классов, учащиеся начальных классов, родители.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
В настоящее время деятельность НОУ «Поиск» продолжается по апробированному в проекте плану работы.
Место реализации: МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»
Целевая группа – учащиеся начальных классов
Партнеры проекта – педагоги начальных классов, родители
Степень реализации проекта на момент подачи - завершение проекта.
Практическая значимость инновационного опыта обусловлена тем, что спрос на инновационный продукт обеспечивается повышенным вниманием образовательных учреждений к целенаправленному и комплексному формированию у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и универсальных способов действий.
Этапы проекта
№ | Содержание деятельности | Срок исполнения | Результат |
1 | Экспертиза рабочих программ учителей начальных классов: наличие проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе. | сентябрь | Утверждение программ |
Привлечение педагогов к научно- исследовательской деятельности; вовлечение их в работу НОУ «Поиск». | сентябрь | Создание списка учителей – руководителей проектных и научно – исследовательских работ | |
2 | Выявление учащихся, мотивированных на участие в проектной и исследовательской деятельности (диагностика интеллектуального потенциала). | сентябрь | Формирование списка учащихся – членов НОУ «Поиск» |
3 | Открытие нового сезона работы НОУ «Поиск». | сентябрь-октябрь | Привлечение к работе учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров. |
4 | Организационное собрание членов НОУ «Поиск». | сентябрь-октябрь | Утверждение плана работы; выбор актива. |
5 | Создание страницы НОУ «Поиск» на сайте школы. | сентябрь | Создание творческой группы, ответственной за работу сайта. |
6 | Проведение учебного семинара для педагогов-руководителей членов НОУ «Проект и исследование как средство развития творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время». | ноябрь | Обобщение опыта работы. |
7 | Работа учителей и учащихся по подбору тем для исследовательских и проектных работ | октябрь-ноябрь | Выбор тем |
8 | Совместные заседания, обучающие семинары и тренинги для членов НОУ «Поиск» (1 раз в четверть) | в течение года | График занятий |
9 | Организация групповых и индивидуальных консультаций с членами НОУ по исследуемым проблемам, обобщению результатов исследования. | в течение года | По плану работы руководителей |
10 | Участие в конкурсах проектных работ и научно-исследовательских конференциях различного уровня | в течение года | «Копилка достижений». Справки, приказы. |
11 | Пополнение медиатеки для информационной поддержки проектно-исследовательской деятельности учащихся. Публикация материалов в сети Интернет и периодической печати об организации научно-исследовательской деятельности в школе-интернате. | в течение года | Каталог информационных ресурсов. |
12 | Организация и проведение школьного конкурса проектов «Мы – читающая семья». | декабрь | Выпуск альманаха и сборника лучших работ, публикация на сайте |
13 | Обсуждение и обобщение опыта научно-методической, проектной, исследовательской работы учителей на заседаниях МО. | в течение года | Диссеминация опыта работы через публикации, выступления |
14 | Проведение школьных научно-практических и исследовательских конференций учащихся и педагогов | март-апрель | Выпуск сборника лучших работ |
15 | Выпуск сборника «По страницам школьных конференций...» (лучшие работы) | май | Выпуск сборника |
16. | Участие в районных конференциях проектных и научно-исследовательских работ. | март-апрель | Справки, приказы. |
17 | Мониторинговые исследования работы педагогического коллектива и учащихся по проектной деятельности | апрель-май | Результаты мониторинга |
18 | Выставка работ учащихся | май | Выпуск альманаха |
19 | Анализ работы НОУ | май-июнь | Аналитическая справка |
Планируемые результаты:
- организация работы НОУ будет способствовать формированию и совершенствованию исследовательских навыков, научно-поисковой деятельности как среди учащихся, так и педагогов;
- увеличение количества победителей и призеров в исследовательских и проектных мероприятиях разного уровня.
В соответствии с планом работы была проведена экспертиза рабочих программ учителей – предметников на выявление наличия запланированной проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе.
Проверка показала, что практически все учителя-предметники планируют работу по проектной деятельности, но мало кто включил элементы исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность. Были даны рекомендации по корректировке учебных программ.
Совместно с психологической службой школы-интерната продиагностированы интеллектуальные способности учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. В качестве диагностического инструментария был использован «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан). Получены следующие результаты: уровень интеллекта очень высокий –у 8 % учащихся; высокий –у 32 %; достаточный – у 56 %; сниженный – у 4 %;очень низкий – 0 %.
В зависимости от результатов диагностирования педагоги-руководители планировали формы и методы работы с различными категориями учащихся, помогали в выборе тем исследования.
Проведена просветительская работа по привлечению учащихся и педагогов к участию в НОУ «Поиск» и составлен список членов. Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.
Организовано торжественное открытие сезона 2016-21017 учебного года. На торжественном открытии присутствовали не только члены НОУ «Поиск», но и все учащиеся начальных классов, педагоги. Были подведены итоги работы прошлого года, вручены призы, дипломы и грамоты победителям и призёрам VIII районной научно-исследовательской конференции 2016 года.
Проведено организационное собрание членов НОУ «Поиск», где был утвержден план работы; выбран актив.
Создана страница НОУ «Поиск» на сайте школы, где размещается материал о деятельности школьного научного общества.
Учебная работа в НОУ проводилась в форме лекций, обучающих семинаров, практических занятий, занятий-тренингов с психологом, библиотечных уроков, поисковой работе в сети Интернет, индивидуальных консультаций.
Работа НОУ велась по следующим направлениям: филология, точные науки, естественные науки и современный мир, социальные науки, краеведение и здоровье человека. Работая в сотрудничестве, педагоги-руководители и учащихся выбирали темы исследования, составляли план работы над темой, работали с первоисточниками и дополнительной литературой, оформляли практическую часть в виде брошюр, буклетов, советов, рекомендаций.
Массовой работой в НОУ можно считать проведение общих собраний, конференций, участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, участие в предметных декадах, проведение обзоров научной и научно-популярной литературы.
Проведена VIII школьная научно-практическая конференция учащихся и педагогов. На суд жюри были представлены 9 работ учащихся 1-4х классов.
По итогам исследовательской деятельности обучающихся Мыскаменской школы-интерната выпущен сборник, в который включены работы всех учащихся, выступавших на научно-практической конференции. Палитра тем и направлений представленных изысканий свидетельствует о расширении актуальной проблематики и творческом поиске начинающих исследователей. А также выпущен сборник «По страницам школьных конференций» (лучшие работы прошлых лет).
В VIII районном заочном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» призёрами стали обучающиеся 2а класса: Барладина Карина и Абросимова Ника («Тюльпаны на севере - миф или реальность?») и Наумов Семён («Всемогущая температура»).
4 члена НОУ «Поиск» стали призерами и победителями во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Грани науки-2016».
О ходе и результатах работы периодически публиковался материал на сайте школы-интерната, сайте Департамента образования Ямальский район, в информационно-методической газете ДО АМО Ямальский район «Вести образования» № 6, апрель 2016; газете «Время Ямала» № 16 от 22 апреля 2016.
Дважды была организована выставка творческих проектов учащихся. Это был отчёт педагогов и учащихся о проделанной работе.
В конце учебного года на заседаниях методических объедений прошло обсуждение и обобщение опыта научно-методической, проектной, исследовательской работы учителей и учащихся. Подведены итоги работы НОУ «Поиск»: сделан анализ работы за текущий год, проанализирована деятельность за два учебных года. Отмечен рост участия учащихся и педагогов в исследовательской деятельности.
Цель проекта достигнута. Было принято решение по продолжению работы в следующем учебном году по апробированному плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....
Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"
В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленна...
Рецензия на методическую разработку "Педагогический проект"Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников"
Рецензия образовательного портала "Знанио"...
Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...
1.Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника.
Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьник. Выступление: 14.09.2019г....