Планирование деятельности младших школьников при работе над изложением и сочинением
статья по чтению (3 класс) на тему
В новом ФГОС в качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов обучения, но и метапредметных. К метапредметным результатам относятся освоенные школьниками «универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие им умение учиться, способствующие их саморазвитию [60].
Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) [60]. Сформированность умений планировать свою деятельность выступает определяющим условием успешного овладения связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_pri_rabote_nad_izlozheniem_i_sochineniem.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование деятельности младших школьников при работе над изложением и сочинением
В новом ФГОС в качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов обучения, но и метапредметных. К метапредметным результатам относятся освоенные школьниками «универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие им умение учиться, способствующие их саморазвитию [60].
Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) [60]. Сформированность умений планировать свою деятельность выступает определяющим условием успешного овладения связной речью.
В системе обучения связной письменной речи осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и процессу ее формирования. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, при которых ученик будет действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
Обучение русскому языку своим конечным результатом ставит формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и передавать их на письме. Одним из средств развития речи младших школьников на уроках русского языка является обучение написанию сочинений и изложений.
Проблема обучения младших школьников планированию работы над изложением и сочинением в методической литературе освещена недостаточно и требует изучения, как в теоретическом, так и в практическом плане, что послужило причиной выбора темы исследования.
Цель исследования – определение методических условий, обеспечивающих успешное овладение младшими школьниками умением планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением.
Предмет исследования: методические условия, способствующие формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением.
Гипотеза исследования: формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением будет способствовать соблюдение следующих методических условий:
раскрытие роли планирования своей деятельности в процессе написания изложения и сочинения;
целенаправленное обучение умению пользоваться планом в процессе работы над изложением и сочинением;
направленность работы на осознание учащимися различения плана работы и плана текста;
включение в комплекс упражнений, предполагающих аналитическую, конструктивную и продуктивную деятельность при планировании работы над изложением и сочинением.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
определить теоретические основы формирования умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением в процессе анализа педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы;
выявить уровень сформированности у младших школьников умений планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением;
разработать комплекс упражнений, направленный на формирование умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением и проверить его эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы;
педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе;
анализ устных и письменных работ учащихся;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования: 4 классы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, включает 5 таблиц, 4 диаграммы, 2 гистограммы, список литературы содержит 68 источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.Этапы работы над проектом.Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся....
Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".
13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и мечтател...
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.
"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...
Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально р...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"
В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...
Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.
Произведения искусства «как источник ярких впечатлений», воздействуют на эмоции детей. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изобр...